Гавриил Иванович Добрынин (1752 – 1824) – чиновник, губернский прокурор, автор записок «Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная в Могилеве и в Витебске». Описывая свою жизнь, автор знакомит читателей с историческими событиями, бытом и культурой конца XVIII – начала XIX веков. Исследователи отмечают вклад Добрынина в изучение аспектов образа жизни провинциального православного духовенства.
Биографическая справка
Добрынин Гавриил Иванович родился в селе Радогощь Севского уезда Белгородской губернии. Его отец служил священником в местной православной церкви. После смерти отца, мальчик переехал к деду. Здесь он обучился грамоте. В конторе графа Чернышева Добрынин научился писать. Севский архиерей Тихон Якубовский взял его к себе певчим. Затем Гавриил Иванович служил у иерарха келейником. В 1773 году Добрынин поступил на службу в Севскую духовную консисторию канцеляристом. В 1777 году получил должность протоколиста в могилевском наместничестве. С 1778 года назначен губернским секретарем. В период с 1778 по 1814 годы его карьера стремительно развивалась. Сначала в Могилеве, а затем в Витебске он прошел путь от коллежского секретаря до Витебского губернского прокурора. Был награжден орденом Святой Анны II степени и орденом Святого Владимира IV степени. Жизнь и деятельность Добрынина Г.И. в белорусских городах Могилеве и Витебске совпала с периодом возвращения Белоруссии в Россию. Эти события он описал в своих знаменитых записках.
Творческое наследие
Подлинная рукопись записок занимает две толстые тетради. Повествование разделено на три части в хронологическом порядке:
- период с 1752 по 1777 гг.;
- период с 1778 по 1810 гг.;
- период с 1811 по 1827 гг.
Первую часть автор посвятил описанию своего детства и юности, проведенных в Севске. Она охватывает период с 1752 по 1777 годы, вплоть до отъезда Добрынина в Могилев. Эта часть произведения вызвала интерес у исследователей жизненного уклада духовенства того времени. Автор дал подробное описание быта низшего и верхнего сословий священнослужителей. До сих пор первая часть записок является источником достоверных данных в изучении церковной истории. Выросший в среде духовенства, автор записал воспоминания в возрасте 35 лет. Они написаны живым языком, с хорошим чувством юмора. Хотя для обычного читателя, его стиль изложения покажется несколько тяжеловесным. Это объясняется культурой речи и изъяснений, принятыми на рубеже веков в общении «книжных» людей. Тяжеловесность слога компенсируется мастерством повествования.
Неспешно и умиротворенно автор рассказывает о вехах своей жизни, уморительных эпизодах, встречах с высокопоставленными людьми. В его записках описываются: история создания Белорусского наместничества, приезд Екатерины II в Могилев, образы генерал-губернаторов Могилева и Витебска П.Б. Пассека, З.Г. Чернышева, П.И. Сумарокова, которые сыграли важную роль в возвращении территории Белоруссии в состав Российской империи. В автобиографических заметках большое место отдано биографическим очеркам, посвященным и другим историческим личностям. Необыкновенно точно описаны Севские архиереи Тихон Якубовский и Кирилл Флиоринский, митрополит Киевский Гавриил Кременецкий, известный ученый архимандрит Карпинский и другие.
Художественно точно обращается автор к описанию быта, характеров духовных наставников, помещиков, провинциальных чиновников. Писатели, собирающие материал о событиях той эпохи, могут найти в записках Добрынина много полезного и нужного материала для своих произведений. Хорошо знакомый с русской литературой, Добрынин использовал для повествования весь арсенал богатой русской словесности. Его даже сравнивали по стилю написания первой части с великим Гоголем и русским писателем Помяловским.
Вторая часть описывает события, происшедшие с 1778 по 1810 годы. Третья часть доведена до 1827 года. В неё вошли воспоминания о войне 1812 года и пребывании французских войск в Витебске. Рукопись записок была найдена малороссийским писателем Стороженко А.П. в одном из погостов Могилева. Он передал находку Луке Николаевичу Антропову, с легкой руки которого тетради попали в издательство «Русская старина», где и были изданы. «Истинное повествование» переиздавалось несколько раз. И каждый раз издатели вносили свои правки в текст. Дело в том, что рукописи Добрынина изобиловали многочисленными сносками. Текст сносок являлся продолжением основного текста, поэтому редакторы и решили сократить количество ремарок, перенеся их текст в основное повествование.
Произведение Добрынина, таким образом, охватывает наиболее кризисные, переломные моменты российской истории, представляя собой, по сути, яркий пример сатирического бытоописательного сочинения, в котором органично сочетаются документально точные картины жизни низших и высших слоев:
- провинциального духовенства;
- чиновничества;
- губернского дворянства.
В качестве главной особенности стиля повествования Добрынина следует назвать исповедальность, откровенность автора, сатиричность изображения как себя, так и российского общества в целом, а также антиклерикальный характер повествования. Осознав свой путь как путь служения Богу, писатель практически сразу обратил внимание на несоответствие многих духовных лиц священному сану, впоследствии, - впечатление лишь усилилось, а личные страдания от угнетения вышестоящих представителей духовенства стали дополнительным импульсом для описания портретов этих лиц в сатирическом ключе. Большая часть представителей духовенства в произведении Добрынина – люди, которые совершенно не соответствуют своему сану; люди, человеческие страсти и прихоти которых берут верх над высоким духовным назначением.
«Истинное повествование» Добрынина вызвало интерес не только у историков и исследователей русской словесности. Книга пользовалась успехом у читателей. Заметно, что автор писал не для печати, но его юмор и подача текста завоевала сердца любителей увлекательного повествования.
Гавриил Иванович Добрынин скончался в 1824 году в возрасте 72 лет.