Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

Фантасмагория – это причудливое бредовое видение. Иногда роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» называют фантасмагорией.

Общий анализ романа «мастер и Маргарита»

Произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет ряд признаков, характерных для жанра романа. К таким признакам относятся:

  • Несколько сюжетных линий;
  • Развитие действия на протяжении длительного периода времени;
  • Много героев.
Замечание 1

Критики определяют произведение как фантастический роман (иногда его называют фантасмагорическим).

Замечание 2

Самой яркой особенностью романа Булгакова является его структура «роман в романе».

Здесь практически самостоятельно живут два мира – древние времена Иешуа и Пилата и мир Мастера. Эти миры пересекаются только в последних главах, когда Воланду наносит визит Левий, близкий друг и учение Иешуа. Две линии здесь сливаются в одну и крайне удивляют читателя своей близостью и органичностью. Именно такая структура позволила Булгакову мастерски показать два совершенно разных мира – настоящего и прошлого.

Особенности композиции произведения обусловлены нестандартными приемами, использованными автором.

Замечание 3

Вместо традиционной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка здесь происходит сплетение этих этапов, удвоение их.

Завязка романа – встреча Воланда и Берлиоза, их беседа. И тут же начинается вторая завязка – роман о Иешуа и Пилате.

Затем следует развитие действия – проделки Воланда в Москве. Здесь же начинается и сатирическая линия романа. Одновременно идет развитие второго романа.

«Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кульминационный момент рассказа о Маргарите, Мастере и Воланде – визит Левия Матвея. Кульминация романа Мастера – казнь Иешуа.

Особенно интересна развязка, где оба романа соединяются в один. Воланд и его команда везут Мастера и Маргариту в иной мир, чтобы наградить их тишиной и покоем. По пути они встречают Понтия Пилата, вечного скитальца.

Смысл своего романа М. Булгаков заключил в сплетение главных тем и идей:

  • Сатирической
  • Темы любви
  • Темы сочувствия
  • Тема прощения
  • Философские темы.

Поэтому роман называют и сатирическим, и фантастическим, и любовным, и философским. Все эти темы в романе развиваются, подчеркивая главную идею – борьбы добра со злом. Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетаются с другими персонажами.

Сатирическая тема раскрывается в романе «гастролями» Воланда. Публика, обезумевшая от материальных благ, представители элиты, падкие на деньги, проделки Бегемота и Короваева четко и остро описывают болезни общества, современного писателю.

Тема любви в произведении воплощена в мастере и Маргарите. Эта тема придает произведению нежность и смягчает многие острые моменты. Примечательно, что Булгаков уничтожил первую версию романа, где не было мастера и Маргарита.

Через весь роман проходит тема сочувствия. В произведении показаны несколько вариантов сопереживания и сочувствия. Рядом с темой сочувствия идет тема прощения.

Философские темы о добре и зле, о цели и смысле жизни, о библейских мотивах на протяжении долгих лет являются предметом изучения и споров литераторов.

Гениальность произведения Булгакова состоит в том, что каждое прочтение открывает перед читателем новые мысли и вопросы. Роман не утрачивает ни остроту, ни актуальность десятилетиями и в настоящее время интересен так же, как был интересен своим первым читателям.

Тема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Вечная проблема противостояния добра и зла освещается почти в каждом произведении отечественной литературы. Роман Булгакова не стал исключением. В этом произведении добро освещает путь истины, а зло способно увести человека в невидимые дали.

Автор был уверен, что ни что иное, как религия и вера в Бога помогает заблудившемуся человеку отыскать свой настоящий путь, а персонажи его романа помогают осознать позицию писателя.

В рамках написанного Мастером «романа в романе» его герой Иешуа предстает перед безжалостным судьей. В этом эпизоде затрагивается не тема добра и зла, а скорее, тема предательства добра. Прокуратор отлично понимал, что стоявший перед ним обвиняемый никаких преступных деяний не свершил, но несмотря на это, он приказывает его казнить. Прокуратор – раб государственной системы, и точно таких же рабов писатель изобразил в Москве.

Иешуа - воплощение сочувствия и добра. Он был бескорыстным, щедрым, проницательным. Даже страх смерти не смог заставить его отступиться от своих воззрений. Иешуа твердо верил, что доброе начало все равно преобладает в человеке.

Противопоставление Иешуа – Воланд. Он считал наоборот, что преобладающим в человеке является именно корысть и зло. Воланд находил в людях грешные слабости, пороки и разными способами их высмеивал. Вместе со своей свитой он избавлялся от тех, кто был развращен, отступал от добра.

Однако почему же он вызывает только положительные эмоции и улыбку, ведь он сатана? Ответ на данный вопрос можно найти в эпиграфе к роману, в котором говорится, что зло совершает вечное благо. Воланд в «Мастере и Маргарите» - вершитель судеб, выступающий за равновесие между добром и злом и пытающийся восстановить это равновесие. Однако все равно поступки Воланда нельзя называть добрыми, так как он при помощи зла показывает людям их пороки.

В романе добром является и чувство между Маргаритой и Мастером. Их любовь показывает, на что может пойти человек под влиянием этой силы, как с помощью такой силы меняется и человек, и мир вокруг. В Москве творилась темная магия. Здесь находилась нечистая сила и творился шабаш. И вроде бы все пошло не так, ведь нечистая сила помогла любви. Но сама по себе любовь – это божественный дар, и это доказывает, что она – проявление добра.

В романе Булгакова полно не только загадок. Здесь много ценностей. Писатель красочно изобразил нечистую силу и поставил ее на передний план. Однако все же в произведении преобладает светлая, чистая любовь, всепрощающая и всепоглощающая.

Замечание 4

Добро же в произведении предстает как сила создания, которую невозможно извратить, уничтожить.

Булгаков также показал равновесие добра и зла. Существование добра без зла невозможно. На фоне происходивших в Москве злодеяний добро оказывается обществу нужнее. Даже сам Воланд говорит об этом.

Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot