Дмитрий Сергеевич Мережковский – один из представителей периода расцвета русской поэзии, датированного концом XIX– началом XX веков.
В канун революции литератор владел известным в Петербурге литературным салоном, на собраниях которого звучали первые произведения Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Александра Блока.
Первые стихи «Тучка» и «Осенняя мелодия» совсем еще юного Мережковского были опубликованы в журнале «Живописное обозрение». Спустя три года еще два стихотворения увидели свет в издании «Отечественные записки» - именно эта публикация расценивается как дебют поэта в серьезной литературе. Об уровне мастерства, которого достиг впоследствии поэт, может говорить тот факт, что его стихи были положены на музыку Рахманиновым, Чайковским и другими известными композиторами.
Первые поэтические опусы полностью вписывались в каноны народничества. Идеи этого известного течения в литературе побудили его познакомиться с сектантством, он общался со староверами. Беседы с этими людьми, фанатично преданными религии, а также тяжелая болезнь способствовали тому, что поэт обратился к Богу. В дальнейшем религиозная философия проходила рефреном на протяжении всего его творческого пути.
Символизм как обновление литературы
Дмитрий Сергеевич всегда стремился оживить русскую литературу. В те времена она долгие годы оставалась инертной, поэты и писатели в своем творчестве обращались к одним и тем же канонам. Создать свою, авторскую систему, конструктивную для поэзии и прозы – эта идея давно занимала мысли Мережковского.
В 1892 году увидел свет сборник стихов Дмитрия Сергеевича «Символы. Песни и поэмы». Это название и дало имя задуманному им литературному направлению – символизму. По сути это был прорыв в литературе, программный манифест, начало обновления всех ветвей искусства.
Через несколько месяцев, в том же году Мережковский выступил перед петербургской интеллигенцией с лекцией, которая наделала шуму. Она называлась так: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Эту лекцию автор прочел в нескольких аудиториях, а спустя год опубликовал ее отдельным изданием.
По-разному восприняли этот манифест в северной столице. В литературных салонах ее освистали, в иных обществах назвали его стремление к модернизации никчемной попыткой.
Как проводник «нового искусства», писатель стремился к семиотизации действительности, как и большинство творцов Серебряного века, но в отличие от них ему удалось сохранить собственную творческую самобытность и независимость.
За несколько лет до эмиграции Дмитрий Сергеевич Мережковский обратился к прозе. Из-под его пера вышли такие произведения, как историко-философские романы:
- «Христос и Антихрист»;
- «14 декабря»,
- «Александр I»;
а также пьеса «Павел I».
Его романы с полным правом можно назвать «романами идей».
На сегодняшний день в качестве наиболее известных прозаических произведения называют трилогию, которая включает романы:
- «Смерть богов» (Юлиан) – в романе отражается авторское понимание трагедии и неизбежного ухода в прошлое олимпийских богов и, как следствие, самой эллинской культуры, и усиление идей христианства;
- «Воскресшие боги» (Винчи) – данный роман посвящен детальному исследованию природы творчества, творца, творческого дара.
- «Петр и Алексей»
К его творчеству относят литературные исследования о таких мастерах слова, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Гоголь. Огромное влияние на понимание сущности нового искусства, символизма оказали идеи Ницше.
Мережковский и Ницше
Мережковский стал первым в России интерпретатором и популяризатором Ницше в русской литературно-философской традиции. Мережковский был противоречивым и разносторонним писателем, общественным деятелем и религиозным мыслителем, который изначально воспринял ницшеанство как освобождение «эллинского», «языческого» от светского культурного начала, как возвращение человека к своим истокам, к самому себе. Сама философия воспринималась как «молот» сокрушения старых догматов и отправной точки в процессе переоценки существующих идей.
Впервые с идеями Ницше Мережковский познакомился в конце 1880-х гг., сами идеи были включены в особую философию Мережковского, в его теорию религиозной эволюции. В частности, в собственную концепцию Мережковский включил образ Диониса и связанные с ним идеи хаоса, мифа, экстаза и культа. Творчески переосмыслив идеи Ницше, российский философ пришел к выводу, что в самом христианстве заключается идея революции.
По мнению Мережковского, католицизм ближе подошел к пониманию сущности христианства, чем православие, поскольку в католицизме представлено понимание религии как победоносной войны, которая ведется во имя Спасителя. Католический идеал христианина – рыцарь, воин Христа, который идет по пути постоянного личностного совершенствования и спасения. Мотивы рыцарства пронизывает западноевропейское христианство, европейское религиозное сознание.
Православие же взяло за основу смирение, в результате чего полностью утратило живой дух религии и самой культуры:
"Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история."
– отмечал Бердяев.
Идеал христианина в православье – монах, отказавшийся от всего земного, а, соответственно, человек, который похоронил заживо в себе человеческие силы и талант. Для Мережковского же история культурная и история политическая состояли из сильных личностей, раскрывших свой талант и умения, а не объективные факторы и процессы.
Яркий представитель Серебряного века, родоначальник русского символизма Дмитрий Сергеевич Мережковский не единожды выдвигался на соискание премии Нобеля по литературе, но получить престижное признание в мировом сообществе ему так и не удалось.