Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детские стихи Агнии Барто

Миллионы детей полюбили творчество Агнии Львовны Барто за нетривиальный слог и узнаваемый поэтический стиль. Выросшая на стихах Анны Ахматовой и воспитанная на творчестве Владимира Маяковского, Барто не боялась экспериментировать с рифмами и размерами в строфе. Ее коллеги С.Я. Маршак и К.И. Чуковский не допускали таких вольностей. Агния Львовна большое внимание уделяла воспитательной подоплеке своих произведений.

Замечание 1

В отличие от других детских поэтов, она не вуалировала мораль в играх или выдумках, а старалась серьезно говорить на эти темы с детьми, как со взрослыми людьми.

Морально-этическое поведение людей зависит от их детского мироощущения. То, что закладывается в детстве, и является основой мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру и обществу. Первой темой в творчестве Барто стал важнейший аспект межнациональных отношений. Книга «Братишки» посвящена детям разных народов, чьи отцы погибли в борьбе за правое дело. Все люди – братья. У всех одна мечта: жить в мире и счастье, любить и хранить свои семьи, растить детей. Эта книга стала событием в советской литературе, а Агния Барто определилась с направлениями в дальнейшем творчестве.

Агния Львовна Барто занималась переводами и писала сценарии к детским фильмам. Фильмы по ее произведениям:

  • «Подкидыш»
  • «Слон и веревочка»
  • «Алеша Птицын вырабатывает характер»

стали классикой советского киноискусства. С середины 60-х годов в течение 10 лет она вела радиопередачу на «Маяке», которая называлась «Найти человека». Сотни семей нашли потерявшихся в годы войны родственников благодаря этому эфиру. Но более всего Барто известна как детская поэтесса, автор стихов, на которых выросло не одно поколение советских людей.

Особенности поэтического творчества

Прежде всего, отмечается легкий и ненавязчивый стиль поэтического слога Барто. Она не просто рассказывает ребенку историю, она разговаривает с ним, делится своим мнением. Поэтесса всегда находилась в поиске актуальных для детей тем. Доверительная беседа, как на лавочке, всегда содержала морально-этическую основу. В ее стихотворениях всегда присутствуют имена реальных героев, чьи поступки или проблемы становятся темой для обсуждения. Например, «Кто не знает Любочку?», «Наша Таня», «Мы с Тамарой», «Лешенька, Лешенька, сделай одолжение». Создается впечатление, что дети прекрасно знакомы с этими персонажами и готовы обсудить истории, с ними произошедшие.

«Детские стихи Агнии Барто» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В ее стихах разработан уникальный ритмический рисунок. Это влияние творчества Владимира Маяковского. С одной стороны, кажется, что стихотворение написано на одном дыхании. С другой стороны, за каждый, даже самым маленьким произведением, стоит огромный труд. Кто пишет, тот знает, как сложно добиться точности попадания слова или фразы. Поэтому, работая над детскими стихами, Барто десятки раз проверяла их на публике. Она читала зарисовки в кругу семьи, своим коллегам и, конечно, детям. В этом ей помогала актриса Рина Зеленая, с которой они познакомились на съемках «Подкидыша». Рина Зеленая до конца своих дней выступала со стихами Агнии Барто перед детской аудиторией. Больше никто из актеров не читал с такой изумительной подачей и таким глубоким пониманием простые, казалось бы, детские стишки.

После чтения на публику, Барто с большим вниманием выслушивала критические замечания. Затем следовал долгий процесс поиска точных фраз, ярких образов и осмысленных рифм. Она не могла допустить, чтобы под ее именем из печати выходили недоработанные и непродуманные стихотворения. Все должно быть идеально. Так и получалось. Ни одной фальшивой ноты, ни одного надуманного сюжета, ни одной непродуманной реплики в ее произведениях нет. Эта честность перед собой и младшим поколением особенно чувствуют дети. Поэтому Барто и является любимой детской поэтессой практически у всех поколений людей.

Еще один секрет успеха детских стихов Барто заключается в их запоминании. Они легки и просты, имеют четкий ритмический рисунок. К тому же их очень легко разобрать и проанализировать с ребенком. Например, учим с ребенком стихотворение про бычка. Сначала мы его рассмотрим со всех сторон. Вот он идет, качается, вздыхает. Эти моменты вовлекают малыша в игру, заставляющую впоследствии сочувствовать бычку, когда он закончит свой поход по тонкой доске. Барто – мастер создавать тонкие психологические игры. Поэтому каждое ее стихотворение становится для ребенка маленьким открытием большого и важного события.

Юмор и сатира в творчестве Барто

Агния Львовна прекрасно понимала, что без юмора и сатирических ноток донести до детских ушей мораль практически невозможно. Не любят дети нравоучения и наставления в их классической форме. Поэтому она всегда старалась, чтобы ее стихи вызывали улыбку у читателей. Предложенные ей комичные образы не утрируются, а наоборот становятся темой для обсуждения. Все ее стихи – игра на воображение и беседу с предполагаемым собеседником. Дети отлично понимают все намеки и, особенно, юмор. Барто пишет для них, как для взрослых. Здесь нет уменьшительных и иносказательных слов. У Барто все правдиво. И зайка, брошенный хозяйкой, и девочка-ревушка, у которой

«… нос распух, что свекла, а платье все промокло…».

Большую часть детских стихотворений Барто представляют произведения об игрушках. Описывая отношения детей с их игрушками, поэтесса не опускалась до заискивания и морализаторства. Лучшим примером самостоятельных взрослых решений малышей стало стихотворение «Самолет построим сами». Хорошие поступки у нее всегда описываются от первого лица:

  • «Тяну я кораблик по быстрой реке»
  • «Я люблю свою лошадку»
  • «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине».

Она, как ревностный блюститель детских интересов, передает всю атмосферу их общения. Дети никогда не применяют в беседах между собой ласкательные словечки. Барто тоже их не применяет. Путешествуя по Советскому Союзу, поэтесса встречалась с детьми разных национальностей и этносов. Общаясь с ними, Барто вычленяла одни общие качества, характерные для всех детей. Затем использовала свои находки в творчестве. Она искренне считала, что в своих стихах она дает возможность детям быстрее адаптироваться во взрослом мире. И это являлось главной задачей творчества самой Барто и других детских писателей.

Дата последнего обновления статьи: 18.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot