Литература - зеркало жизни
Литература - совершенно уникальный вид искусства. Долгое время она была - а для многих и ныне остаётся - самым доступным для понимания видом искусства. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все его взлёты и падения, запечатлевая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души каждого народа.
Русская литература не является исключением. Как и литература каждого народа, она начала зарождаться ещё в дописьменный период в форме сказок, легенд, поговорок и пословиц, передаваемых от одного поколения другому. С распространением в Древней Руси письменности литература начала стремительно развиваться.
Своё начало русская литература берёт в XI веке.
Писатели и поэты, обращаясь к литературе как к способу выразить свои мысли и чувства относительно всего того, что предлагал им для осмысления окружающий мир, запечатлели на страницах своих произведений исторический процесс, но, что более важно, они запечатлели самого человека. Как он жил, как менялся, что ценил, какие ставил цели - всё это поймано авторами и помещено на страницы книг.
Так или иначе, человек всегда был центром внимания писателей всех эпох. А литература всегда оставалась не просто искусством и не просто наукой, а настоящим «человековедением».
Каким же запечатлён русский человек на страницах произведений русской литературы?
Человек в древнерусской литературе
Несмотря на то, что довольно небольшая часть населения Древней Руси была грамотна и могла читать и писать, литература в это время очень активно развивалась.
К древнерусской литературе относят произведения, написанные с XI по XVII век.
Героями произведений становились, как правило, святые, священники или князья. Литература преследовала цель показать их жизнь, их верность священным заветам, их храбрость, чтобы создать образы, достойные подражания.
Древнерусская литература стремилась к историзму и точности, изображая события максимально приближёнными к реальности, однако образы персонажей были, в основном, идеализированными. Это были самые мудрые и честные правители, самые искренние верующие, самые доблестные воины (порой в одном герое объединялось несколько черт).
Сюжеты древнерусской литературы были по большей части религиозными, основанными на Библии или Евангелии. Христианство оказало большое влияние на развитие литературы; в житиях, словах и хождениях восхвалялись христианские ценности.
Обычному человеку в древнерусской литературе уделялось мало внимания. Эта тенденция начала меняться только к XVII веке.
Человек в литературе XIX века
Чем дальше литература продвигалась в своём развитии, тем больше внимания она уделяла внутреннему миру человека вместо мира внешнего, событийного. Психологизм впервые стал проявляться в русской литературе XVIII века и достиг своего расцвета в литературе Золотого века.
Психологизм в литературе - это тенденция автора уделять внимание внутреннему миру своего героя - его чувствам, мыслям, решениям и так далее.
XIX век, называемый Золотым веком русской литературы, стал площадкой для развития трёх литературных направлений: романтизма, сентиментализма и реализма. Эти направления сменяли друг друга, и каждое создавало своего идеального героя.
Романтический герой - это исключительная личность в исключительных обстоятельствах. В душе такого героя всегда теснятся противоречия. Герой часто оторван от общества, поскольку он не разделяет принятых убеждений. Романтический герой стремится попасть в идеальный мир, не вынося обыденности своего привычного мира. Примерами романтического героя могут служить Мцыри из одноимённой поэмы М.Ю. Лермонтова и Владимир Ленский, герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Герой в литературе сентиментализма - персонаж, в котором чувства и страсти гораздо сильнее разума. И герой, и мир вокруг сильно идеализировались. Главным мотивом героя сентиментализма является любовь; герой решителен, обладает высокой моралью и готов идти наперекор законам. Примером такого персонажа может служить Лиза из «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина.
Герой реализма - это уникальная, самостоятельная личность, которая является объектом исследования писателя. Такой герой нередко «оживает» и начинает вести себя вопреки тому, что задумал автор. Герой изображён объективно и подробно, он является очень объёмным и настоящим. В нём нет чёрно-белого противопоставления, какое можно найти в романтическом герое, и нет идеализации героя сентиментализма. Героями реализма являются, например, Базаров из «Отцов и детей» И.С. Тургенева, Родион Раскольников, главный герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского и Анна Каренина, героиня одноимённого романа Л.Н. Толстого.
В конце XIX века господствовало декадентство - литературное направление, отличающиеся пессимистическими, упадническими взглядами и угнетающим безверием.
В XIX веке были созданы типы героев, которые переходили из произведения в произведений на протяжении всего века:
- «Маленький человек» - образ обычного, ничем не выделяющегося, но всегда доброго и безобидного человека. Произведениям, где появлялся такой герой, была свойственна темам противостояния народа и власти. К данному типу относятся два героя А.С. Пушкина - Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» и Евгений из «Медного всадника», а также Акакий Башмачкин, главный герой «Шинели» Н.В. Гоголя;
- «Лишний человек» - герой, не вписывающегося в общество. Человек, который выбивается из своего окружения, не принимается им. В таких произведениях всегда присутствует некий идеологический конфликт. «Лишними людьми» являются Печорин («Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов), Чацкий («Горе от ума», А.С. Грибоедов) и Евгений Онегин (одноимённый роман в стихах Пушкина).
Человек в литературе XX века
Как и в любую другую эпоху, в XX веке литература отображала исторические события. Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, советская идеология, репрессии, Оттепель - эти и многие другие вехи в истории русского народа запечатлены в произведениях авторов XX века.
Несколько самых ярких литературных образов:
- Григорий Мелехов, «Тихий Дон» М.А. Шолохов. Человек, изменённый Гражданской войной;
- Василий Тёркин, заглавный герой поэмы А.Т. Твардовского. Настоящий русский солдат;
- Маргарита, героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
- Юрий Андреевич Живаго, главный герой романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».