Постмодернизм - это направление в литературе второй половины 20 века, для которого характерны такие черты, как ирония, фрагментарность, черный юмор.
История создания, жанр, композиция
Третий роман В.О. Пелевина «Чапаев и пустота» написан в 1996 году, к этому времени писатель уже был известен в различных кругах.
Сам писатель характеризует роман как «первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».
В 1996 году роман одновременно публикуется в журнале «Знамя» и выходит отдельной книгой в одном из крупнейших на тот момент издательств – «Вагриус».
В 1997 году произведение вошло в список претендентов на Малую Букеровскую премию. Роман «Чапаев и пустота» является лауреатом премии «Странник-97».
Роман Пелевина критики называют дзен-буддистским романом и образцом постмодернистской эстетики. В этом произведении нашли выражение хаотичность, многомерность, непознаваемость безграничного мира. Сам Виктор Пелевин современный мир оценивает как гремучую смесь компьютерных технологий, техногенного мышления, рок-музыки и «дури», восточной философии. Человечество при этом неустанно размышляет над вечными вопросами о смысле переживаемого и пережитого. Так как действие романа, как было сказано выше, происходит в абсолютной пустоте, отсюда принцип действия глиняного пулемета и три чапаевских удара в тексте:
- Где? – Нигде.
- Когда? – Никогда.
- Кто? – Не знаю.
В эстетике постмодернизма так снимается проблема времени, пространства, героя, реализуется авторская мысль о невозможности «истинного учения».
История для писателей-модернистов является предметом субъективного философского переосмысления. В. Пелевин считает, что бесконечный и многомерный мир – это одновременное существование множества миров, граница между которыми относительная и определяется только нашим сознанием. Люди в своей массе мыслят примитивно, поэтому реально ощущают лишь один из миров, в котором существуют физически. А на самом деле реальны все миры.
Сюжет и композиция романа. Основная мысль
Действие произведения разворачивается в двух пространственно-временных плоскостях:
- 1919 год – дивизия Чапаева;
- 1990-е годы – сумасшедший дом.
Соединяет эти пространственно-временные плоскости образ Петра Пустоты – поэта, комиссара, шизофреника. У Пустоты с детства нарушенная психика, а прочитанные в юности запоем труды Беркли, Юма, Хайдеггера завершили этот процесс раздвоения личности. Пустота то мнит себя поэтом-декадентом, то в воображении вместе с Анкой расстреливает из глиняных пулеметов Вселенную.
Ключевое слово романа – пустота, которая утверждает относительность всего сущего.
Философское ядро романа – сокровенные беседы буддийского гуру Чапаева с адъютантом по фамилии Пустота.
Пустота проецирует основную мысль произведения: мир – это иллюзия, а жизнь – мираж и сон. В мире все относительно, и лишь пустота – абсолютна. Все, что связано с человечеством и человеком, возникает из пустоты и возвращается в нее по формуле: рождение – жизнь, бытие – смерть – память.
Герои романа Пелевина ищут некий идеал, некий миг «золотой удачи». Например, для барона Юнгерна идеал – «Внутренняя Монголия». Это духовнй оазис мертвящей пустоты. Чапаев исчезает в радужном потоке Универсальной Реки Абсолютно Любви – УРАЛе. Таким образом, к постмодернистскому абсолюту Пустоты здесь прибавляется еще идеал Любви как неотменимой человеческой ценности.
Критики считают роман Пелевина пародией на традиционную героическую прозу, а писателя – создателем постмодернистского облика эпохи.
Система персонажей
Герои романа «Чапаев и пустота»:
- Петр Пустота;
- Чапаев;
- Георгий фон Эрнен, товарищ Фанерный;
- Анна;
- Барон Юнгерн;
- Котовский;
- Фурманов;
- Барболин и Жербунов;
- Владимир Володин, Семен Сердюк, просто Мария.
Петр Пустота – поэт-декадент из Петербурга, комиссар Чапаева, католик. Герою произведения 26 лет. В 1990-х годах Пустота является пациентом Образцовой психиатрической больницы. Он себя считает единственным наследником философов прошлого. Прототипами образа Пустоты стали адъютант В. Чапаева Петька и П.Д. Успенский, ученик Г. Гуджиева.
Чапаев – командир Красной армии, похожий на белого офицера. Маг, адепт, гуру, мистик. Является членом ордена Октябрьской звезды, как и Барон Юнгерн. Прототипами этого образа являются: В. Чапаев из книги Фурманова, Г. Гуджиев – эзотерик, торговец коврами, а также дон Хуан из произведений К. Кастанеды.
Георгий фон Эрнен (товарищ Фанерный), поэт, является давним другом Пустоты. В момент их встрече – он чекист. Возможно, что он просто кошмар главного героя, один из его «ложных я».
Анна – пулеметчица-льюсистка, племянница Чапаева. Прототипом Анны стала Анка-пулеметчица из анекдотов и фильма.
Котовский – уголовник, кокаинист, творец Вселенной. Буддист и мистик, но несколько странный, «отмороженный». Прототипами этого образа являются: Г.И. Котовский, красноармейский командир, а также герой фильма «Котовский».
Черный Барон Юнгерн – защитник «Внутренней Монголии». Командир Особого Отряда Тибестких Казаков, инкарнация бога Войны. Черный Барон контролирует Валгаллу.
Барболин и Жербунов – матросы-балтийцы. В 1990-х – санитары в Психиатрической больнице. Являются провожатыми Пустоты по мирам.
Фурманов – комиссар полка ивановских ткачей.
Тимур Канашников – заведующий Третьим отделением Психиатрической больницы. Канашникова пациенты называют Хозяином. В образе Канашникова – легкая пародия на турбореализм и метод Юнга.
Турбореализм – это литературное направление начала 90-х годов, к которому относили и В. Пелевина.
Семен Сердюк, просто Мария, Владимир Володин – пациенты больницы, обитатели палаты номер 7.
Кроме перечисленных герой, в романе встречаются следующие персонажи: комиссар Бабаясин, Алексей Толстой, Валерий Брюсов, посетители «Музыкальной табакерки» и обслуга, денщик Пустоты Семен, денщик и адъютант Чапаева башкир Батый, медсестра, ивановские ткачи, Жорж Овечкин, штабс-капитан и его приятель, полковник Смирнов - военный психиатр, Ленин, фирмач Кавабата, Шварцнеггер, казак Игнат и т.д.
Язык произведения
Слог Виктора Пелевина скуп, и даже тот факт, что рассказчик существует в двух эпохах одновременно, а действие переносится в галлюцинаторные миры пациентов психбольницы, не может заставить автора прибегнуть к стилизациям и литературным играм. Стиль Чапаева часто напоминает милицейский протокол, украшенный скрытыми цитатами, шутками, философскими рассуждениями, а также пелевинскими каламбурами. О декадентском прошлом Пустоты говорит его любовь к афоризмам в духе Шопенгауэра.
Главное отличие романа «Чапаев и пустота» в том, что здесь единственный раз Пелевин проявляется себя и как поэт – автор передает главному герою несколько своих стихотворений, прием не стилизаторских и не пародийных.