Андрей Болконский и Пьер Безухов – это главные герои романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».
Андрей Болконский
Андрей Болконский и Пьер Безухов являются главными героями романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», объединяет их следующее:
- Оба персонажа проходят сложный путь развития;
- И Болконский, и Безухов обладают богатством идейно-психологического содержания;
- Они благородны;
- Оба ищут смысл жизни;
- У них похожие ценности.
Однако писатель вовсе не идеализирует своих персонажей. Облик каждого героя в какой-то степени омрачен пороками, которые им привиты воспитанием и средой. Например, Толстой раскрывает лень и слабоволие Безухова, стремление к личной славе и честолюбие Болконского. Однако главным является то, что и Безухов, и Болконский в первую очередь русские люди, и в них проявляются черты национального русского характера. Их роднит с народом такое основное качество, как патриотизм.
События 1812 года стали наиболее важной эпохой в жизни Андрея Болконского. Перед всенародными бедствиями на задний план отступило личное горе князя. Высочайшей целью жизни Болконского становится защита Родины. Князь уходит из штаба. Сблизившись с людьми своего полка, Болконский требует возмездия тем, кто виноват в развязывании кровопролитной войны. И это желание возмездия пробудилось в сердце каждого русского человека. Болконский уже не стремится попасть в те высшие сферы, где, как он раньше думал, решается судьба России. Новый идеал Болконского – это жить, сочувствуя и помогая людям, понимая их. Он стремится сблизить свою жизнь с жизнью своего народа.
Накануне Бородинского сражения Болконский разговаривает с Безуховым. И в этом разговоре двух друзей ощущается единство помыслов и стремлений князя Андрея и сражающегося народа. Здесь Болконский выступает не как представитель круга Ростовых и Болконских, а как представитель русской армии, один из тех, в ком в это тяжелое время формируется самосознание патриотизма и мужества. Мысль Болконского о том, что французы вошли в его дом, разорили его, оскорбили и оскорбляют каждого секунду совпадают с мыслями всего народа, всей армии. Французы в глазах князя и всего русского народа – преступники, враги, которым нужно дать отпор.
Под небом Аустерлица Андрей увидел истинное лицо своего кумира – Наполеона Бонапарта. Он оказался не таким благородным, смелы и великими, какие представлял себе его Болконский. Наполеон оказался мелочным, ничтожным со своим мелким тщеславием и радостью. Болконский полон мужества и решимости, он уверен, что выиграет, несмотря ни на что. Он убежден, что успех битвы зависит ни от вооружения, ни от позиции и даже ни от числа, а от того чувства, которое живет в сердце каждого солдата. И именно в этом он видит преодоление «наполеонизма». Именно Болконский осознает народный характер Отечественной войны 1812 года.
Андрея Болконского можно назвать истинным героем Бородинской битвы. Он погибает от ранения, находясь на воинском посту, показывая своим солдатам пример героизма и мужества. Поэтому Андрей Болконский – лучший человек своего времени.
Пьер Безухов
Но не только Андрей Болконский нашел путь сближения со своим народом. Путь духовных поисков его товарища и друга – Пьера Безухова – это тоже путь к народу. Безухова с простыми людьми роднит в первую очередь исключительное чувство презрении яко всему искусственному и условному.
Пьер в гостиной отличается от всех остальным своим умным и естественным взглядом. Своими рассуждениями о военных событиях и о Наполеоне он привлекает к себе внимание. Началом сближения Безухова с народом стало Бородинское сражение. Пьер сближается с солдатами и начинает видеть людей и вещи такими, какие они есть. Он анализирует окружающую жизнь, в герое растет склонность к активному протесту. В эпилоге читатель уже видит Безухова среди деятелей тайного общества.
Писатель показывает, что Болконскому и Безухову не сразу удалось сблизиться с народом. В жизни каждого из них происходит целый ряд переломов, в результате которых меняется их облик. И происходит это на протяжении всего повествования. Беспокойная, напряженная мысль о судьбе народа, о неправильном, несправедливом устройстве общества проходить через искания Безухова. Он увлекается масонством и принимает решение посвятить все свои способности и силы обустройству жизни крестьян. Он собирается основать в селах больница, приюты, школы, считает, что всех крестьян следует отпустить на свободу. Однако Безухов часто ошибается, он часто терпит неудачи. Это связано с тем, что в его глазах любая область труда соединяется с обманом и злом.
Ложь и зло его отталкивают, именно отвращение к обману и одновременно чувство ответственности перед народом приводят Безухова к идеям декабризма.
Болконскому также присущи презрение ко всему искусственному и критическое отношение к реальной действительности. Он также ищет смысла жизни в деятельности, которая могла принести ему моральное удовлетворение. Болконскому присуще глубокое тяготение к народу. он уходит из штаба для того, чтобы воевать плечом к плечу с солдатами.
Люди, подобные Андрею и Пьеру, являются незаурядными по своим душевным и идейным качествам, и нечасто встречаются в дворянской среде. Неслучайно оба персонажа, встречаясь в светской гостиной, радовались возможности общения друг с другом. Им скучно слушать светские сплетни и пустые разговоры, и истинная радость – это возможность поговорить с другом, которого уважаешь и чье мнение ценишь.
Благодаря тому, что писатель заостряет такие черты своих персонажей, которые делают их непохожими на остальных представителей их круга, Болконский и Безухов становятся положительными персонажами, в лице которых воплощены лучшие люди своего времени
Роман «Война и мир» является гимном во славу настоящего русского человека и во славу жизни. Приобщение к психологии крестьян позволило писателю увидеть мир без масок, открыть ложь, которая пронизывает все буржуазное общество.