Барокко - это литературный стиль в Европе конца XVI, XVII и части XVIII столетия.
Предпосылки возникновения барокко в древнерусской литературе. Отличие русского барокко от западного
Барокко, как стиль, рожденный переходными эпохами, характеризуется разрушением антропоцентричных представлений эпохи Ренессанса, доминированием в художественной системе божественного начала. В искусстве барокко ощущается переживание личного одиночества, постоянного поиска человеком «утраченного рая», ощущения «покинутости» человека. Художники барокко в этих поисках постоянно колеблются между гедонизмом и аскетизмом, землей и небом, Богом и дьяволом. Также характерными признаками направления барокко являются:
- Возрождение античной культуры;
- Попытка объединения культуры античности с христианской религией;
- Иллюзорность – один из главных принципов эстетики барокко.
В древнерусской литературе не существовало литературных направлений вплоть до 17 века. первым литературным направлением, сказавшимся в русской литературе, стало барокко. Это направление в России возникло и формировалось двумя путями. Естественный путь был подготовлен ходом литературного и исторического развития страны. К началу 17 века на Руси наметился кризис средневекового типа культуры, в результате происходило развитие черт, близких типологически к барокко. Такими чертами являются:
- Авторское личное начало;
- Новый взгляд на природу личности;
- Элементы ассоциативности, параллельности поэтической образности;
- Экспрессивность;
- Контраст натуралистического и символического, возвышенного и низменного.
Но с другой стороны, возникновение барокко в России во второй половине 17 века также объясняется непосредственным влиянием теоретического и художественного опыта других славянских народов – украинцев, белорусов, поляков. Таким образом, русское барокко – это синтез художественной системы, начавшейся формироваться в результате кризиса средневекового типа литературы, и поэтических средств, заимствованных русской литературы у европейской.
На Западе барокко появилось на смену Возрождения и было частичным возвратом к средневековью, а в России барокко сменило средневековье и приняло на себя многие функции Возрождения. Барокко в Росси было связано с развитием в литературе светских элементов, с просветительством. Русское барокко вместе с тем не охватывало все искусство, как это было в Европе, а стало лишь одним из его направлений.
Для искусства русского барокко характерен оптимистический пафос и просветительская направленность. Русское барокко провозглашало, что человеческая жизнь – это не юдоль страданий и сон разума, а увлекательное путешествие, цель которого – познание и удовольствие. Идея «пестроты» мира и изменчивости сущего, присущая барокко, формировала в русской литературе новый тип героя – любознательного, предприимчивого человека, «ловца Фортуны», который умеет наслаждаться радостями жизни и противостоять ударам судьбы.
В русскую культуру барокко пришло в то время, когда в Европе уже утверждались позиции классицизма. Ввиду этого граница между этими стилями в России оказалось условной, размытой.
Барокко в древнерусской литературе
Стиль барокко в древнерусской литературе ярче всего представлен в произведениях Симеона Полоцкого. Поэт незадолго до смерти собрал все написанные им произведения в сборники «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный». Структура и содержание второго сборника отражали процесс сближения поэзии с наукой, характерный для русского барокко. Симеон Полоцкий, воспитывая уважение к научному познанию и к человеческому разуму, слагал стихи, направленные против «шептунов» и «баб» в защиту врачей и медицины. Поэт формировал у читателя понятие гражданского долга, объяснял необходимость соблюдения законов. Симеон Полоцкий считал, что первая обязанность человека – это труд на благо общества, а истинное счастье заключается в возможности заниматься любимым делом. Полоцкий обличает то, что расходится с его представлениями об идеале: пьянство, чревоугодие, нравственную распущенность.
В монархе поэт видит гаранта порядка и законности в стране, успешного развития искусства и науки. С. Полоцкий выступает провозвестником идеи просвещенного абсолютизма в литературе Руси. Поэт восхваляет государя, называет его отцом нации, искренне считая, что именно в этом и заключается его «служба» России.
В поэзии барокко ценились ученость и изысканность, а также культивировались многоязычные стихотворения. С. Полоцкий испытал свой талант и в этой области. Он написал стихотворение о Рождестве Христовом на польском, славянском и латинском языках.
Высокое содержание поэзии барокко подчеркивалось возвышенным стилем, который был ориентирован на книжный церковнославянский язык с присущим ему пристрастием к сложным словам. Например, для стиля Полоцкого характерно использование сложных прилагательных: «светлорадстное», «добротворный», "богодухновенноцветородные".
Так как барокко в России пришло на смену средневековому типу культуры, а эпохи Возрождения у нас просто не было, стиль барокко в нашей стране имел несколько другой оттенок, чем на Западе. Кроме школьного театра и виршей, в древнерусской литературе появляются такие жанры, как пародия и нравоучительная повесть. В древнерусской литературе барокко функционировало в двух разновидностях: низкое и высокое. Для низкого барокко уже не характерны основные черты средневековой литературы, такие как серьезность, дидактичность, доказательность.
Для литературного барокко в России характерны существенные идейно-тематические изменения. Русское барокко, подчиняясь потребностям развивающегося российского абсолютизма, утратило трагизм, пессимизм, мистическую экзальтацию, свойственные европейскому барокко. В России приоритетное значение имела другая идеологическая устремленность, связанная с усилением пафоса государственного строительства, а также с задачами просвещения. Это обусловило рассвет в российской литературе дидактико-просветительской и панегирической поэзии.