Акмеизм – это модернистское течение в поэзии начала 20 века, которое, в отличие от символизма, провозгласило материальность тематики и образов, их предметность с позиции «искусства для искусства».
История создания произведения, жанр, композиция
Творчество Н. Гумилева порой сложно для восприятия из-за необычных метафор. Стихотворение «Заблудившийся трамвай» является свидетельством этого. В этом произведении Гумилев описывает свое отношение к России во время Октябрьской революции и после нее.
История создания этого стихотворения связана с общественной ситуацией, сложившейся в России в начале 20 века. Отношение Гумилева к Октябрьской революции было негативным, так как он был уверен, что невозможно построить новую страну на лжи. Гумилев открыто говорил, что Россия оказалась в руках настоящих варваров, которым совершенно не жалко того, что создавалась веками. После революции в стране вспыхнула гражданская война. Естественно, она тоже не была поэту по душе. Все эти мятежные события вызывали у поэта неприятные ассоциации. Они нашли воплощение в стихотворении «Заблудившийся трамвай». Стихотворение было написано в 1919 году. В 1921 году «Заблудившийся трамвай» был опубликован в сборнике «Огненные столпы».
И. Одоевцева вспоминала о том, как появилась задумка этих необычных стихов. Гумилев ей рассказывал, как однажды возвращался поздней ночью после веселой гулянки домой. И вдруг он увидел трамвай, летевший по небу. Это видение перенесло мысли поэта в прошлое, затем показало будущее. В голове сами собой стали появляться строки стихотворения. Произведение было написано за 40 минут. Гумилев не скрывал, что был искренне удивлен результатам этого необычного творческого процесса.
В первой версии стихотворения Н. Гумилев использовал имя Катенька, однако позже заменил имя на Машеньку.
«Заблудившийся трамвай» написан в жанре элегии. В этом произведении представлены грустные размышления поэта о своей эпохе. Стихотворение написано разностопным дольником. Поэт использует перекрестную рифмовку АВАВ.
Стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей:
- Рассказ о том, как лирический герой оказался на подножке трамвая;
- Рассказ о странном путешествии;
- Рассказ о Машеньке и мертвых головах.
Произведение формально состоит из 15 катренов.
Тема стихотворения
Гумилев в своем стихотворении развивает тему революции и жизни после нее. исторический события он завуалировал с помощью метафор, поэтому искать смысл стихотворения нужно между строк.
Стихотворение «Заблудившийся трамвай» написано от первого лица, проблема произведения раскрывается с точки зрения лирического героя. он рассказывает о своих приключения, при этом используя символические и аллегорические образы. Герой сначала вспоминает о том, как увидел летящий трамвай. Образ трамвая в этом произведении является символическим. Традиционно в литературе под ним подразумевается история. Гумилев в подробностях описывает звуки, которые слышны в этот момент: карканье ворон, звоны и громы лютни. Это сочетание не удивляет, так как является символом хаоса, царившего в стране в начале 20 столетия.
Лирический герой произведения очень удивлен тому, как оказался на подножке трамвая. Затем удивление сменяется страхом. Лирический герой умоляет вагоновожатого остановиться, однако остановить это стремительное движение не удается. Железный зверь подвозит пассажиров к странному вокзалу, в котором торгуют мертвыми головами. Этот эпизод – намек на участие тех, кто пытался сопротивляться, плыть против течения. Намек на таких, как он. И лирическому герою тоже отрезают голову.
Затем лирический герой замечает дом, в котором жила его невеста Машенька. Но теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что Машенька умерла, и в ее смерти он винит себя. Он вспоминает, что слышал стоны, но не бросился в ту же минуту на помощь, а отправился «представляться Императрице».
По мнению исследователей, под образом Машеньки поэт подразумевает Россию.
В последних строфах произведения Н. Гумилев выражает довольно смелую мысль о том, что истинная свобода наступает лишь после смерти, когда человека оказывается на небесах. Стихотворение завершается признанием лирического героя в любви, адресованным Машеньке.
Проблема, которую Гумилев раскрывает в своем стихотворении, была весьма распространенной в литературе начала 20 века. Но «Заблудившийся трамвай» на фоне других выделяется своей оригинальностью.
Смысл произведения
«Заблудившийся трамвай» считается самым загадочным стихотворением Г. Гумилева. Очевидно, что стихотворение описывает сон. Трамвай у Гумилева становится символом революции. Поэт действительно вскочил на подножку революции – его не было в России в 1917 году, но в 1918 он вернулся несмотря на то, что его активно отговаривали. В этот момент свернуть с пути революции уже было невозможно, как невозможно свернуть трамваю.
Трамвай провозит лирического героя через три ключевых момента истории:
- через Неву, на которой совершилась Октябрьская революция;
- через Сену – здесь произошла Великая французская революция;
- через Нил – здесь зародилась многовековая борьба против рабства.
Революция – заблудившийся трамвай. Он прокатывается по судьбам людей. Он не несет свободы, а только страшное предопределение. Хочется остановить вагон, но он не останавливается – у революции свой закон. А свобода – это только небесное обещание и звездные послания, которые человек пытается расшифровать. на земле нет свободы, свободы нет в реальности, она всегда откуда-то.
В этом заключается смысл стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай».
Средства выразительности
Гумилев использует средства выразительности, благодаря чему ему удается оригинально подать общественные мотивы и воспроизвести внутреннее состояние лирического героя:
- метафоры: «зоологический сад планет», «он заблудился в бездне времён»;
- эпитеты: «пытливый взгляд», «серый вагон», «огненная дорожка», «ветер сладкий», «нищий старик», «напудренная коса»;
- сравнение: «лицо, как вымя».