Интимная лирика – это очень личные стихотворения, в которых акцент делается на чувства лирического героя. Это поэзия о любви, часто адресованная кому-либо.
История создания, жанровые особенности, направление стихотворения
В литературном мире А.А. Фет известен как создатель вдохновляющей, жизнерадостной лирики, что вызывает иллюзию безоблачной, счастливой жизни поэта. Однако биографические сведения о жизни А. Фета, дошедшие до нас, говорят о том, что его судьба была далеко не так радостна.
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» поэт написал в 1885 году, будучи в преклонном возрасте. До сих пор достоверно неизвестно, кому Фет посвятил свое лирическое творение. Существует две основные версии. Предполагается, что А. Фет в своем стихотворении обращался к Марии Лазич. История их любви длилась два года. Мария Лазич была музой поэта. Девушка была бедная, поэт тоже. Фет не мог обеспечить любимой девушке достойное существование и поэтому предпринял попытку оставить девушку. Мария в ответ на это пожелала несмотря ни на что остаться с Фетом и сохранить отношения, утверждая, что финансовое состояние ей неважно. Но в 1850 году девушка погибла. Это трагическое событие глубоко ранило Фета и навсегда оставило в его душе чувство вины.
Согласно второй версии, А. Фет в стихотворении «Я тебе ничего не скажу…» обращается к Марии Боткиной, своей законной супруге. Отношения между ними завязались в 1857 году, и тогда же они поженились. По мнению некоторых исследователей, между Фетом и его супругой не было любовного чувства, было лишь уважение друг к другу. Однако известны несколько посланий поэта своей супруге, из которых видно, что между ними были теплые, нежные чувства. С Марией Боткиной Фет прожил 35 лет.
В этом стихотворении отразились самые глубокие, самые сокровенные переживания А. Фета, поэтому это творение можно отнести к жанру интимной лирики. Стихотворение выглядит как внутренний монолог поэта, как послание, которое никогда не дойдет до адресата.
В творчестве А. А. Фета можно заметить признаки нескольких литературных направлений. Он никогда себя не ограничивал какими-то рамками при создании своих произведений. В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» поэт описывает свои глубокие чувства, отражая их в явлениях природы, проводит между ними параллель – это черты романтизма. В этом произведении прослеживаются и элементы импрессионизма – поэт отображает мимолетные, не всегда объяснимые чувства и впечатления, сосредотачивает внимание читателя на не на чем-то конкретно, а на «полутонах», «послевкусии», «атмосфере».
В России импрессионизм не прижился, но оказал влияние на взгляды многих писателей и поэтов.
. Стихотворение написано трехстопным анапестом. Поэт использует мужскую рифму и перекрестную рифмовку.
Стихотворение имеет зеркальную композиционную структуру: последние строки зеркально отражают первые. Этим поэт создает ощущение обособленности, замкнутости стихотворения.
В первой строфе поэт рассказывает о своих чувствах, которые он бережет, держит в себе и никому не открывает.
Во второй строфе Фет, стремясь передать свои чувства как можно точнее, проводит параллель между своими душевными переживаниями и природными явлениями.
Третье четверостишие замыкает кольцо и завершает авторский монолог. Душевные переживания здесь переключаются на физические. Лирический герой волнуется, «дрожит», переживает, но скрывает это от своей любимой: «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу…».
Тематика, проблематика, идея произведения
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» - это произведение о любви. Как и во всех произведениях поэта, здесь реальность тесно переплетается с образами природы. с их помощью поэт передает и «объясняет» человеческие чувства, эмоции, переживания.
А. Фет в своем стихотворении поднимает проблему душевных переживаний, который свойственны каждому человеку. Переживания такие сокровенные и интимные, что о них не хочется никому рассказывать, хочется их сохранить только для себя.
Несмотря на присущий этому стихотворению романтизм, оно достаточно реалистично. Это произведение не только о любви, но и о самопожертвовании.
А. Фет в своем произведении хотел читателю поведать о трепетной, благодарной, нежной любви. Он с трепетом относится к своей возлюбленной, бережет ее от лишних душевных переживаний и тревог.
Главная мысль произведения заключается в убеждении поэта о жертвенности любви. Чтобы уберечь любимого человека, следует скрывать от него все тревоги и волнения.
Средства художественной выразительности в стихотворении
Изучая биографию А. Фета, можно прийти к выводу, что сам поэт и образ лирического героя абсолютно противоположны. Фет известен как целеустремленный, деловой человек. А лирический герой его стихотворений совершенно далек от «земных», обыденных проблем, он нежный и романтичный. Можно предположить, что лирический герой стихотворений Фета и есть он настоящий, вынужденный в силу обстоятельств измениться, стать жестче.
В произведении два основных образа: адресат послания – возлюбленная лирического героя, и ночь. Но если об адресате в произведении сказано прямо, то ночь автором просто подразумевается. У Фета всегда было особое, трепетное отношение к ночи. Он считал, что ночь – это время, предназначенное для раскрытия сокровенных чувств, души. Ночь хранит тайны, и лишь она может объединить мир реальный с миром мечтаний и грез.
Особое отношение поэт показывает к цветам. С наступлением ночи сердце лирического героя «расцветает». Цветок для Фета – это символ красоты, радости, женственности. А «ночные цветы» - это приятные чувства, которые днем скрыты ото всех, но выходят на поверхность с наступлением ночи. Именно поэтому для лирического героя ночь особенно долгожданна и дорога.
В своем стихотворении Фет часто использует различные художественные средства выразительности:
- Эпитеты;
- Метафоры;
- Олицетворения;
- Оксюморон;
- Анафора.
На протяжении всего произведения поэт использует прием инверсии. Особая роль отводится приему аллитерации – благодаря использованию жужжащих и шипящих звуков передается трепетность, плавность авторской речи. Аллитерация позволяет уловить в стихотворении легкий шепот.