Катрен — это рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл (четверостишие).
История создания стихотворения, его жанр и направление
Стихотворение «Анчар» является одним из самых известных произведений А.С. Пушкина. В этом аллегорическом произведении поэт воплотил свои горькие мысли об устройстве общества.
История написания этого произведения очень необычна. Очевидно, замысел создания этого стихотворения возник из-за дела, возбужденного против А.С. Пушкина за «Андре Шенье» и «Гаврилиаду».
На написание стихотворения «Анчар» поэта вдохновили два источника: легенда об очень ядовитом древе и ученые труды доктора Фуше, который в своем трактате рассказал о дереве, растущем на острове Ява. В этом полулегендарном дереве ядовито все - и корни, и листья. К этому дереву вожди отправляли приговоренных к смертной казни. Обреченные добывали яд, сами мучительно погибали. Вожди полученной отравой смазывали стрелы и разили ими врагов.
Пушкин взял эти истории за основу, но наполнил их глубоко личным смыслом.
«Анчар» был написан в 1828 году, спустя два года после михайловской ссылки. К этому времени Пушки уже убедился в том, что желанной свободы творчества не получит. Стихотворения попадали под запрет правительства и цензуры. Из-за этого поэт чувствовал себя печально и угнетенно. И под таким настроением он написал свое знаменитое стихотворение, в котором ярко показал произвол и давление власти. Стихотворение «Анчар» глубоко символично.
По родовой принадлежности «Анчар» относится к лирике. Стихотворение «Анчар» относится к направлению романтизма, но при этом в нем присутствуют и черты реализма.
Обычно жанр стихотворения «Анчар» определяют как лирическое стихотворение. Но это произведение частично можно считать балладой – в произведении есть сюжет, присутствует некая тайна.
Тема, проблематика произведения
Главной темой стихотворения «Анчар» является пагубность неограниченной власти одного человека. Эта тлетворная власть противостоит даже обычным природным законам. Поэт в своем стихотворении говорит о том, что неправедная власть порождает страшное зло. Ничто живое не прикасается к анчару, понимая опасность этого контакта. Но один человек, наделенный властью, посылает к ядовитому дереву другого человека, который не может возразить и вынужден отправиться в путь за смертельным ядом и погибнуть. Поэт показывает, что несправедливая власть является самым страшным злом, а не анчар, созданный таким самой природой.
«Непобедимый владыка», пославший к анчару своего раба, зная, что тот погибнет, использует принесенный им яд только для одной цели – нести смерть дальше. Это зло – большее зло, чем ядовитое дерево.
Поэт написал это стихотворение, чтобы показать личное отношение к неограниченному самоуправству правителя.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, строфа – классический катрен. Автор использует перекрестную рифмовку (АБАБ).
Сюжет и композиция, художественные особенности, пафос произведения
Сюжет стихотворения не отличается сложностью. Сначала поэт описывает дерево анчар и его опасность для всего живого. Затем автор вводит в повествование двух героев: князя-самодура, желающего получить яд дерева анчар для стрел, и слуга, которого князь отправляет на это смертельное задание. Слуга выполняет задачу, но гибнет от яда.
Композиция стихотворения линейная.
У произведения длинная экспозиция – описание дерева анчар. Экспозицию можно назвать отдельной частью, отнести ее к пейзажной лирике.
В шестой строфе происходит завязка. Автор вводит в повествование двух людей. Далее следует развитие действия. Ожидаемая смерть слуги является кульминацией стихотворения. В развязке поэт говорит о то, что теперь князь отравит стрелы, которыми будет убивать врагов.
В стихотворении «Анчар» слышится недовольство сложившейся ситуацией и горечь автора. Но поэт здесь не выступает ярым борцом и разгневанным вестником правды. Он просто с горечью рассуждает о несправедливости. В стихотворении чувствуется усталость поэт, где-то в глубине души он смирился с участью вечного изгнанника.
Не ропщет и герой произведения. Он покорно идет к смертельному дереву и приносит яд, зная, что ему суждено погибнуть.
Автор словно понял бесполезность активного противостояния. К моменту создания стихотворения Пушкин дважды побывал в ссылках, неоднократно сталкивался с жесткой цензурой, не пропускавшей его произведения, пережил наказания своих друзей-декабристов.
При написании стихотворения Александр Сергеевич использует все богатство русского языка, чтобы передать идейный и психологический посыл произведения. Он использует следующие средства выразительности:
- Метафоры: «послушно в путь потек», «природа жаждущих степей», «древо смерти», «день гнева» и т.д.;
- Эпитеты: «вихорь черный», «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвая»;
- Сравнение-олицетворение: «анчар, как грозный часовой»;
- Антитеза: царь противопоставляется слуге – «бедный раб» - «непобедимый владыка», добро и зло;
- Инверсия: «вихорь черный», «зелень мертвая».
В стихотворении «Анчар» поэт показывает традиционное противоборство добра и зла, но здесь добро не перечит, а покорно выполняет приказ. Этот мотив характерен для русского фольклора.
С помощью ярких средств выразительности поэт создал эмоционально насыщенное, мрачное произведение с ясно выраженной мыслью.
Система образов произведения
В стихотворении «Анчар» несколько ярких образов:
- Дерево анчар;
- Покорный слуга;
- Жестокий правитель.
Поэт сначала ярко рисует смертельно опасное растение, к которому не прикасается ни что живое. Но анчар сам по себе не так и страшен, если не контактировать с ним, ничего не случится. Опасность исходит только от ветра, разносящего ядовитые испарения. Но ветер – стихия, и бороться с ней невозможно. Анчар, по сути, не воплощенное зло, его таким сделала природа, которая избегает смерти, просто не прикасаясь к дереву.
Образ правителя олицетворяет любую власть вообще. Он знает, что дерево опасно, но отправляет к нему слугу, чтобы от добыл яд для стрел. Поэт показывает, что неправедная власть губительна, она вступает в противоречие с законами природы и со здравым смыслом. Эта мысль звучит во многих произведениях поэта. В стихотворении «Анчар» правитель является воплощенным злом, лишенным понимания, сочувствия, и даже разума.
Можно предположить, что с образом покорного слуги, погибшего от рук жестокой власти, поэт ассоциирует себя. Этот образ глубоко символичен, и почти провидческий, если учесть, по каким причинам и как был убит сам А.С. Пушкин.