Краткая биография Александра Борисовича Чаковского
Русский советский журналист, писатель, военный корреспондент Александр Борисович Чаковский родился в августе 1913 года в Санкт-Петербурге в семье врача. Детство писателя прошло в Самаре, здесь же Чаковский окончил среднюю школу. После этого будущий писатель уехал в Москву, где устроился на электрозавод подручным монтера, затем стал работать монтером, потом занимал административную должность. В этот же период Чаковский начал печататься в многотиражном издании.
Сам писатель об этом времени вспоминал следующее: «Написал книжку. Она имеет глубоко "поэтическое" название — "Как термичка изгоняла брак". А сверху было напечатано: "Рабочий электрозавода А. Чаковский".
Во время работы на заводе Чаковский учился в юридическом институте на вечернем отделении. Затем писатель работал в редакции газеты Московского военного округа «Красный воин».
Чаковский поступил в Литературный институт им. Максима Горького, а затем в аспирантуру Московского института философии и литературы.
В 1940 году вышла книга Чаковского «Анри Барбюс: литературный портрет». Критики отмечали воспитательное значение произведения Чаковского. Затем выходит следующее произведение Александра Борисовича «Мартин Андерсен-Неске» и повесть «Луиза Мишель», в которой рассказывает о Парижской коммуне.
Через год Чаковский опубликовал еще одно свое произведение «Кого фашисты сжигают (Страницы из жизни Генриха Гейне)».
В начале Великой Отечественной войны Александр Чаковский работал военным корреспондентом газеты «Фронтовая правда», в которой печатал очерки, репортажи. Здесь же писатель опубликовал несколько рассказов:
- «В гостях у артиллеристов»
- «Разведчик Евгений Павкин»
- «Люди боя» и другие.
Весной 1942 года Чаковский в качестве специального корреспондента газеты побывал в блокадном Ленинграде. А. Фадеев с своем докладе, с которым выступал на совещании редакторов фронтовых изданий, особо отметил работу журналиста Александра Чаковского. В 1944 году писателя перевели в газету 3-го Прибалтийского фронта «За Родину». За этот период, с 1943 по 1944 год, Александр Борисович неоднократно бывал в Ленинграде. Именно в это время и началась его работа над созданием трилогии о людях этого героического города. Первая часть трилогии «Это было в Ленинграде» «Военный корреспондент» была опубликована в 1944 году. Произведение было хорошо встречено читателями и получило высокую оценку критиков. В 1946 году была опубликована вторая часть «Лида». Затем, в 1947 году, вышла третья часть трилогии «Мирные дни». Трилогия «Это было в Ленинграде» стала знаком развития документально-художественной прозы и ее жанрового обновления.
Произведения были написаны в лирико-публицистическом стиле. В том же стиле было написано и следующее произведение Александра Чаковского «У нас уже утро». Произведение было опубликовано в 1949 году. На написание романа автора подвигла его поездка на Курильские острова и Южный Сахалин.
В 1951 году появилась повесть под названием «Хван Чер стоит на посту». Это произведение Чаковский написал после поездки в Корею в качестве корреспондента.
Спустя четыре года, в 1955 году, Александр Борисович написал книгу «Тридцать дней в Париже». Затем вышли следующие произведения автора:
- В 1957 году была издана повесть «Год жизни»
- В 1960 году – роман «Дороги, которые мы выбираем»
- В 1963 году – повесть «Свет далекой звезды».
В своих произведениях Александр Чаковский поднимает морально-этические проблемы, однако автор окрашивает их в преимущественно лирико-романтические краски. Одна из многочисленных рецензий, который были написаны на повесть «Свет далекой звезды», была написана под символичным названием «На романтических парусах».
Александр Чаковский много пишет для театра и кино. В 1953 году по сценарию писателя был снят документальный фильм «Советское Приморье», а позже по мотивам произведения «Свет далекой звезды» был снят одноименный кинофильм. Авторству Чаковского принадлежит несколько пьес, которые ставили во многих театрах, например:
- «Время тревог»
- «Свет далекой звезды»
- «Дорогами жизни».
Историко-политические романы Чаковского
В период с 1960 по 1970 годы Александр Борисович работает над панорамными романами «Победа» и «Блокада». По воспоминания Чаковского, впервые за многотомное полотно он взялся в романе «Блокада». Разворот событий пятитомного произведения обширен, в нем огромное множество героев, а действие произведения переносится из окопа в генеральный штаб, из частной квартиры в Кремль, а из Москвы в Берлин. В работе над романом Чаковский использует мемуары, документы из архива, свидетельства очевидцев событий. В произведении писатель стремится максимально подробно и детально воссоздать исторические события, для этого он сочетает изображение близкого планами с широкими горизонтами. По произведению Чаковского впоследствии был снят фильм-эпопея «Блокада». Серии кинофильма посвящены событиям разных исторических этапов:
- «Лужский рубеж»
- «Пулковский рубеж»
- «Ленинградский метроном»
- «Операция искра».
Роман «Победа», который автор посвятил последствиям Второй мировой войны, охватывает еще более обширные события. Действие произведения начинается с лета 1945 года. Основным событийным и композиционным центром произведения является Потсдамская конференция великих держав. При работе над этим романом Чаковский также использовал архивные материалы. В романе автор воссоздает образы государственных деятелей – И. Сталина, Г. Трумэна, У. Черчилля, А. Громыко, В. Молотова и других. Роман был издан огромным тиражом, который разошелся в несколько дней. Произведение вызвало огромный интерес у читателей и получило множество восторженных отзывов со стороны критиков. Ошеломляющим успехом пользовался и снятый по роману одноименный фильм.
В первой половине 1980-х годов выходят романы «Неоконченный портрет» и «Нюрнбергские призраки», в которых Чаковский продолжает жанр исторической романистики. Новые книги писателя направлены против фашизма и неофашизма. Выбранная Чаковским тема оказалась чрезвычайно актуальной, что подчеркивали и критики. По мотивам романа «Неоконченный портрет» была поставлена политическая драма Р. Агамирзяна и Ал. Ахаяна.
Произведения Чаковского необычны тем, что одновременно это и роман, и историко-документальный очерк, и политическая биография. Вместе с этим романы писателя стали чем-то качественно новым в отечественной литературе. Именно с момента выхода панорамных романов Александра Борисовича Чаковского художественно – политическая литература стала рассматриваться как новый вид литературного искусства.