Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

А. Приставкин "Портрет отца"

Биография А. И. Приставкина

Советский и российский общественный деятель и писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в октябре 1931 года в Люберцах Московской области в рабочей семье. Во время войны писатель остался сиротой – отец его был на фронте, мать умерла от туберкулеза. Будущий писатель рос в детском доме. Приставкин учился в ремесленном училище, работал на консервном заводе на. После окончания войны А. Приставкин стал принимать участие в самодеятельности. В это же время он начал писать стихи, которые вскоре были опубликованы в газете.

В 1952 году А. Приставкин успешно окончил Московский авиационный техникум, затем работал радистом, электриком, прибористом.

После службы в армии Приставкин принял решение поступать в Литературный институт имени А. М. Горького. Там он занимался на курсе Льва Ошанина. В 1959 году Приставкин окончил институт и в том же году дебютировал в качестве прозаика - в журнале «Юность» был опубликован цикл рассказов Приставкина «Военное детство».

На строительстве Братской ГЭС Приставкин стал собственным корреспондентом «Литературной газеты», параллельно работал в бригаде бетонщиков.

В этот период он написал несколько документальных повестей:

  • «Костры в тайге»;
  • «Мои современники»;
  • «Селигер Селигерович».
Замечание 1

По роману «Голубка», написанному Приставкиным в 1967 году, был снят одноименный фильм.

В период с 1970 по 1980 годы были опубликованы роман «Городок» и повести «Радиостанция Тамара», «Солдат и мальчик».

В 1981 году А. Приставкин стал преподавать в Литературном институте, а также вел семинар прозы.

Всемирная известность к А. Приставкину пришла после публикации в 1987 году в журнале «Знамя» повести «Ночевала тучка золотая». Это произведение затрагивает тему депортации ингушей и чеченцев во время войны в 1944 году. Писатель в этой повести пытался сказать откровенно о том, что пришлось пережить ему самому и что больно обожгло его сердце – этот мир не достоин существования, если он убивает детей. Повесть в 1988 году была отмечена Государственной премией СССР. Произведение было переведено на более чем тридцать языков. А в мае 1990 года по повести «Ночевала тучка золотая» вышел одноименный фильм-драма. Режиссером фильма стал Суламбек Мамилов.

«А. Приставкин "Портрет отца"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 1998 году вышла повесть А. Приставкина «Кукушата», которая в 2000 году была отмечена Общегерманской национальной премией. Романы «Рязанка», «Вагончик мой дальний», «Долина смертной тени», «Городок», повести «Кукушата», «Солдат и мальчик», документальная повесть «Тихая Балтия», а также сборник «Летающая тетушка» были переведены на многие иностранные языки.

В 1991 году писатель возглавил независимое писательское движение «Апрель», которое действовало при Московской писательской организации Союза писателей. В это же время Приставкин вошел в комитет «Руки прочь от Каина» - международное движение за отмену смертной казни.

А. Приставкин на протяжении многих лет был членом жюри Международного кинофестиваля «Сталкер».

Замечание 2

Начиная с 2008 года на кинофестивале вручается Приз имени А. Приставкина.

Тема беспризорничества в творчестве А. Приставкина

Автобиографическая проза Анатолия Приставкина понятна и близка юному читателю. Чем активнее разрабатывается писателем тема сиротства и беспризорничества, тем заметнее становится беспокойство Приставкина о детях, его любовь к ним.

Впервые к этой теме писатель обращается в 1980-е годы. В это время писатель уже был известен благодаря военным рассказам и циклу документальных повестей.

В повести «Ночевала тучка золотая» Приставкин описывает нелегкое детство детей из детских домов. Эта тема была известна писателю не понаслышке, ведь он является воспитанником детского дома. В повести Приставкин описывает путешествие главных героев на Кавказ. Эта поездка, о которой мечтали воспитанники Томилинского детского дома, оказалась возможной в рамках правительственной программы о заселении территории депортированных народов Чечни. Кавказ в представлении воспитанников детдома представлялся им раем на земле. В этой повести автор реализует миф о земле обетованной. Но эта сказка оборачивается для героев великим горем. Один из братьев-близнецов погибает в расправе, учиненного горцами над русскими солдатами. Второго брата вместе с другими детьми на поезде отправляют в детдом. Приставкин на протяжении всей повести подчеркивает отсутствие в мировосприятии главных героев понятия «семья». Семьей друг для друга братья были сами. Они были одинаковые не только внешне, но и воспринимали себя как единое целое. Как правило, они и представлялись не по отдельности, а во множественном числе – Кузьменыши.

Последние страницы произведения проникнуты глубочайшей скорбью ребенка, потерявшего единственного близкого человека. Ранимое детское сердце, которое пережило потерю брата и предательство уехавшей из станицы воспитательницы Регины Петровны, «почти мамы», ждало человека, который мог бы заполнить пустоту. Таким человеком для Кольки становится чеченец Алхузур, мальчик, оставшийся без родителей. Родители и родственники Алхузура были убиты во время сталинской кампании против чеченского народа.

В этой повести А. Приставкин поднимает тему братства всех людей, независимо от расовой или национальной принадлежности.

«Портрет отца»

Главным героем рассказа «Портрет отца» является детдомовский мальчик, который случайно находит книгу с изображением человека в военной форме. Герой рассказа решает, что этот мужчина – его отец, и вырывает листок с картинкой из книги и прячет.

Второй мальчик, Вовка Акимцев, тоже остался без родителей. Вовке обидно, что товарищ нашел своего отца, пусть и ненастоящего. И Вовка всеми силами пытается разубедить его, однако у него это не получается.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что в жизни ребенка – отец самый важный человек. На отца равняются, с него берут пример. Для каждого мальчика отец – герой и пример для подражания.

В этом рассказе Приставкин снова поднимает вопрос об одиночестве детей, чьи родители погибли или воевали на фронте. Дети ждали и верили, цепляясь за любую фантазию, за малейшую надежду, лишь бы за ними вернулись родители. Этот рассказ – призыв помнить о страшной войне и ее жертвах, о горе, которое принесла война народу, о боли детей, оставшихся без родителей. Это призыв не допустить повторения этой страшной катастрофы.

Дата последнего обновления статьи: 22.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot