Символизм – это одно из крупнейших течений в искусстве, музыке, живописи и литературе, для которого характерны новаторство, экспериментаторство, использование приемов недосказанности.
Начало творческой деятельности А. Блока
А. Блок писать стихи начал практически с пяти лет. В «Автобиографии» он вспоминал, что еще в раннем детстве на него «набегали лирические волны». Более самостоятельное, осознанное возвращение к стихам произошло ближе к восемнадцати годам.
Первоначально интересы начинающего поэта были ограничены семейными вкусами и кругом отечественных поэтов 19-го века, в числе которых были Полонский, Жуковский, Лермонтов, Пушкин, Фет. Мать поэта была далека от новой поэзии декаданса и начинающего развиваться в последние годы 19-го столетия «упадка». Таким образом, семейные традиции и достаточно замкнутая жизни способствовали тому, что вплоть до университета Блок не был знаком с так называемой «новой поэзией».
На первых курсах университета в связи с острыми романическими и мистическими переживаниями Блок чрезвычайно сильно увлекся поэзией Владимира Соловьева. С знаменитым русским мыслителем, религиозным деятелем, который стал основоположником, теоретиком «новой поэзии», символизма он встретился всего однажды. Однако образ и идеи Владимира Соловьева на десятилетия определили его поэзию и его жизнь. Позже Блок придумал для него парадоксальное определение – рыцарь-монах. Попытка Соловьева преобразить мир при помощи мирного духовного подвига для Александра Блока послужила примером и образцом. А соловьевская Мировая Душа и Вечная Женственность превращается в образ Прекрасной Дамы, ставший опорным для раннего творчества поэта. В восприятии Блока и его стихах поэзия, Бог, женская любовь, природы сливаются воедино. Он сравнивает стихи с молитвами, которые поэт слагает в божественном экстазе. А в том, чему он их слагает, кроется Бог, который есть во всем – и в женской любви, и в весенней неге. Так пишет Блок в своей незавершенной статье о поэзии. Позже один из циклов он назовет «Молитвы».
В поэте Блок видел тайновидца, теурга, рыцаря с золотым мечом, который испытывает воздействие враждебных лиловых миров, но стремится преодолеть его.
Абстрактная философия символизма стала мировоззрением Блока. А стихи, создававшиеся старшими символистами, стали Книгой жизни.
В 1901 году появились первые публикации А. Блока. Их сразу заметили и оценили последователи «новой поэзии», в числе которых оказались и родственники умершего С. М. Соловьева и Андрей Белый, который на несколько лет стал для Блока «другом-врагом». В 1904 году вышел первый сборник А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
Андрей Белый сразу же отнес Блока к числу крупнейших отечественных поэтов (из современников он упомянул лишь В. Брюсова) и приписал его стихам и творческой деятельности мистически-религиозный характер.
Учитель будущих акмеистов, поэт старшего поколения И. Ф. Анненский, который никогда не знал блоковской известности, после прочтения «Незнакомки» назвал поэта «чемпионом наших молодых» и усмотрел в нем неразрывную связь человека и поэта, искусства и жизни. О Блоке он говорил следующее: «он не только природный символист, он сам-символ».
А. Блок и Прекрасная Дама
Даже свою личную жизнь А. Блок стремился строить по канонам символизма, по заветам Соловьева. Именно такой является история его любви.
В университетском дворе в раннем детстве Блок неоднократно сталкивался с девочкой, тоже дочкой профессора, родившейся в университетских стенах. М. А. Бекетова вспоминала, как когда А. Блоку было три года, а Любе Менделеевой – два, они на прогулках встречались с нянями. По соседству находились не только их квартиры. Имение Менделеевых Боблово располагалось по соседству с имением Бекетовых Шахматовым. В гимназическом возрасте знакомство А. Блока и Л. Менделеевой возобновилось. А спустя несколько лет молодые люди сблизились на почве любви к театральному искусству, они вместе играли в «Гамлете» и «Горе от ума».
В своей избраннице поэт увидел не просто обычную девушку, хоть и обаятельную и образованную, а образ Прекрасной Дамы, который нужно было рыцарски заслужить, предсказанный Соловьевым образ Вечной Женственности, перед которой следует монашески преклоняться.
Роман закончился венчанием в деревенской церкви, которое состоялось 17 августа 1903 года. Однако Прекрасная Дама в реальности оказалась достаточно своенравной, самостоятельной женщиной, и отношения Блока и Менделеевой, начавшиеся как баллада о поклонении и рыцарской любви, превратились в сложный для обоих, мучительный психологический роман.
И это чувство радости-страданья сопровождало поэта на протяжении всей жизни. Любовь Дмитриевна уже после смерти Блока написала мемуары, оправдание и объяснение, которые назвала «И быль, и небылицы о Блоке и о себе».
Существенным изменениям подвергалось отношение Блока и к символизму.
Многочисленным противникам символизма он говорит, что нет искусства вне символизма, а символист – это синоним художника.
Одновременно в своем докладе «О современном состоянии русского символизма» он говорит о кризисе литературного направления.
А спустя три года в своем дневнике Блок отрекается от символизма. Но несмотря на это, по своим творческим установкам он все же остается символистом. Главным принципом лирики Блока было двоемирие.
Блок становится все более чутким к социальной реальности. В свои стихи он впускает современную городскую жизнь, стремится понять новые культурные явления, такие как футуризм и кинематограф, много размышляет о России, об истории.
На революцию 1905 года поэт откликнулся следующими стихами:
- «Митинг» от 10 октября 1905 г.
- «Сытые» от 10 ноября 1905 г.
В своем письме отцу Блок писал, что никогда не станет ни «строителем жизни», ни революционером просто по качеству, природе и теме душевных переживаний.
После февральской революции Блок пишет: «Все будет хорошо, Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться».