Роман воспитания – это роман, в котором отражаются проблемы воспитания, образования, общего развития героя.
Понятие романа воспитания
Своими истоками роман воспитания уходит в 18 в. Свою законченную классическую форму эта традиционная жанровая разновидность романа получила в творчестве немецких просветителей И. В. Гете и К. М. Виланда. Затем роман воспитания получил развитие в творчестве немецких романтиков начала 19 века и в произведениях реалистов прошлого и современности. На первом этапе существования романа воспитания появились идеи нравственной свободы и гармонического развития личности. При этом развитию личности уделялось особое внимание. Авторы стремились к глубокому анализу причин, оказывающих влияние на формирование человека, на процесс воспитания главного героя.
Большая часть романов 19 века относятся к жанру романа воспитания. Исследование этого жанра связано с именем немецкого историка культуры и философа В. Дильтея. Он в своих работах выделяет три типа романа воспитания:
- роман развитие;
- педагогический роман (роман образование);
- роман о представителе искусства.
К романам воспитания относят следующие образцы: «Киропедия» Ксенофонта, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, «Телемак» Фенелона, «Эмиль» Руссо, «Тобиас Кнаут» Вецеля, «Агатон» Виланда, «Дэвид Копперфилд» Диккенса, «Вильгельм Мейстер» Гете, «Титан» Жан-Поля, «Счастливчик Пер» Понтоппидана, «Зеленый Генрих» Г. Келлера, «Жан Кристоф» Р. Роллана, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого, «Биографии в восходящей линии» Гиппеля, «Пастор голодного прихода» Раабе, «Будденброки», «Волшебная гора» Т. Манна, «Обыкновенная история», «Обломов» Гончарова, «Симплицисспмус» Гриммельсгаузена.
М. М. Бахтин характеризует роман воспитания как художественную структуру, в которой главным организующим центром является идея становления.
М. Бахтин выделяет следующие виды романа воспитания:
- роман становления;
- дидактико-педагогический роман;
- биографический роман становления;
- реалистический роман становления.
Особенности реалистического романа становления
Реалистический тип романа воспитания самый существенный. Становление человека в таком произведении дается в неразрывной связи с историческим становлением. Оно совершается в реальном историческом времени с его полнотой, необходимостью, будущим и глубокой хронотипичностью. В других типах романа воспитания становление человека происходит на неподвижном фоне готового и прочного мира, а изменения, если и происходят в таком мире, являются периферийными и не задевают его основных устоев. То есть становление, развитие и изменение человека происходит в пределах одной эпохи. Существующий устойчивый мир требует от человека приспособления к нему, его познания и подчинения существующим законам жизни. Происходит становление человека, а не мира. Мир остается неподвижным ориентиром для развивающегося человека. А становление человека становится его частным делом, результаты этого становления носят частнобиографический характер. В мире все остается неизменным. Концепция мира как опыта, как в школе сама по себе в романе воспитания была продуктивной. Эта концепция поворачивает мир другой стороной к человеку, которая до этого роману была чуждой. В результате происходит радикальное переосмысление элементов сюжета, открываются новые, реалистически продуктивные точки зрения на мир. Однако мир и как опыт, и как школа, остается неподвижной данностью, изменяясь только в процессе учения для обучающегося.
Однако в реалистических романах воспитания становление человека приобретает другой характер. Это уже не частное дело героя, который становится вместе с миром и отражает в себе историческое становление мира. Человек оказывается не внутри эпохи, а на рубеже двух эпох. Он становится в точке перехода от одной эпохи к другой. И это переход совершается и в герое, и через него. Ему приходится становиться новым типом человека. В романе такого типа происходит именно становление нового человека. здесь организующая силу будущего очень велика, она уже носит не приватно-биографический характер, а характер исторического будущего. Происходит изменения устоев мира, и человек вынужден меняться вместе с ними.
В реалистическом романе становления во весь рост поднимаются следующие проблемы:
- проблема реальности и возможности человека;
- проблема свободы и необходимости;
- проблема творческой инициативности.
В романе образ становящегося человека преодолевает приватный характер, выходя в другую сферу исторического бытия.
Моменты такого становления человека присутствуют во всех реалистических романах, везде, где достигается значительное освоение реального исторического времени.
Типология героев европейского романа воспитания
Многообразие героев романа воспитания, по мнению И. Влодавской, можно свети к четырем типам.
Первый тип – герой-искатель. Как правило, это обычный, ординарный юноша. Хоть он и зауряден во многих отношениях, ему присущи некоторые черты исключительности: высокий духовный настрой, интенсивность внутренней жизни, остро ощущаемое одиночество.
Второй тип – гений, художник. По мнению исследовательницы, романы о выдающихся людях искусства менее свойственны английской литературе, что объясняется особенностями национального характера англичан. Герой такого типа наиболее близок романтической концепции личности.
Третий тип героя – ученый. Такой тип героя представлен в романе «Тонго Бене» Г. Уэлса. Это первый реалистический роман об ученом в британской литературе, что придает особые качества этому произведению как роману воспитания. При этом образ героя-ученого не совсем типичен для литературы рубежа 19-20 вв. Именно с этим произведением связано формирование нового типа романа, в дальнейшем получившего широкое распространение в прозе 20 века.
Четвертый тип героя – маленький человек. Произведения, в центре которых оказывается маленький человек, раскрывают несовместимость «простой души» с традициями буржуазного существования.