Неоромантизм – это течение в литературе рубежа 18-19 веков, которое в общем смысле можно определить как возрождение романтизма. Неоромантизм можно рассматривать как одно из течений модернизма.
История создания произведения
Литература 19 века была богата оригинальными литературными произведениями, занявшими видное место в культурном фонде человечества. Один из таких литературных памятников – роман «Остров сокровищ» шотландского писателя Р. Стивенсона.
Сам Р. Стивенсон говорил, что написание романа определил случай. В то время в Англии были популярны истории о путешествиях по морям и океанам, о далеких землях, о поисках сокровищ. Однажды в конце 70-х – начале 80-х годов писатель увидел, как его пасынок играет с нарисованной картой какого-то острова. Именно в тот момент, по словам Стивенсона, на него снизошло вдохновение и родился сюжет романа.
Когда именно писатель приступил к работе над романом, неизвестно. В период с 1881 по 1882 года отрывки романа печатались в журнале «Young Folks». Стивенсон часто их зачитывал близким людям. Сначала писатель ориентировался на детей и давал произведению такие названия, как «Остров сокровищ: история для детей», «Морской кок». Как цельное произведение роман был опубликован в 1883 году.
Жанр, направление, сюжет романа
«Остров сокровищ» был создан в рамках литературного неоромантизма. Известно, что писатель был горячим сторонником этого направления. В результате «Остров сокровищ» обретает общий романтический настрой. В нем рассказывается о невероятных приключениях, о далеких от цивилизации экзотических странах. Но в то же время в центре произведения находится не романтический герой, оторванный от окружающего мира, а обычные люди, которых автор изображает крайне натуралистично и достоверно.
«Остров сокровищ» написан в жанре приключенческого романа. Повествование охватывает продолжительный период времени. В романе большое число персонажей. Основа сюжета – длительное приключение, которое оказывает большое влияние на героев. Они, преодолевая многочисленные испытания и опасности, самосовершенствуются и развиваются как личности.
Тематика, проблематика, основная идея произведения
Тематика романа интересна каждому любителю приключений:
- Тема приключений и опасности;
- Тема дружбы;
- Нравы и быт пиратов;
- Тема преданности.
Путь, который проходят герои романа, не похож на беззаботное романтическое приключение. Сражения, реальная угроза жизни, лишения, испытания тела и духа – лишь преодолев эти невзгоды, герои произведения получают заслуженную награду.
Герои романа, переживая трудности, постепенно становятся настоящими друзьями, которых связывает общая борьба за выживание. Такое товарищество, подтвержденное реальными поступками, является, по мнению Стивенсона, действительно ценным.
Стивенсон создает колоритный образ пиратов, лишенный романтики. В большинстве своем пираты представлены невежественными, грубыми, безнравственными дикарями, подверженными всяческим порокам. Спокойный и умный Сильвер выделяется на их фоне, но в принципе оказывается ничем не лучше.
Писатель показывает разницу между честными людьми, рискующими жизнями ради общего дела и сплоченно противостоящими опасности, и пиратами, подлыми и разобщенными разбойниками, которых вместе держит лишь жажда наживы, что в результате оборачивается полным крахом всех их планов.
В романе автор поднимает следующие темы:
- Алчность;
- Жестокость;
- Пьянство;
- Невежество.
Писатель показывает, на что готов пойти человек ради наживы. Убийства, обман, похищения, запугивания – пираты готовы пойти на все, чтобы получить желаемое. Стивенсон на примере шайки Сильвер показывает, что коллектив, который основан исключительно на жажде денег, нежизнеспособен и обречен на развал.
Показанное в романе приключение наполнено множеством темных и страшных моментов - убийства, предательства, заговоры. Произведение максимально приближено к реальности, в нем демонстрируются неприглядные стороны человеческой жизни.
Важную негативную роль в романе играет алкоголь. Именно злоупотребление алкогольными напитками приводит Билла Бонса к смерти. Этой пагубной зависимости подвержены все пираты, и это становится одной из причин их поражения.
В большинстве своем пираты глупы и необразованы. Даже расчетливый и хитрый Сильвер не слишком просвещен. Все пираты умеют управлять кораблем и выполнять команды, но они при этом не могут ориентироваться в море, и это делает их зависимыми от образованного капитана Смолетта.
Основная идея романа – призыв к смелости, честности, воспитанию силы духа.
Именно эти качества помогают героям романа преодолеть препятствия, найти сокровище и при этом не потерять человечность.
Характеристика главных героев
Джим Хокинс – английский юноша. Он смел, отважен, умен, но чрезмерно самоуверен. Джим проходит путь от мальчика на побегушках в трактире до настоящего героя, который ради товарищей готов рисковать своей жизнью.
Джон Сильвер – пятидесятилетний одноногий пират. Жестокий, расчетливый лидер. Он своим умом и рассудительностью выделяется на фоне недалеких, невежественных пиратов. Сильвер несмотря на отсутствие ноги, является грозным противником. Он хладнокровен даже в самых опасных ситуациях. Это позволяет ему неоднократно избежать свержения, выйти сухим из воды и даже получить кое-какие богатства.
Наемный капитан «Эспаньолы» Александр Смолетт строгий и сухой человек. Он отважный боец и хладнокровный руководитель.
Дэвид Ливси – бывший английский военный врач. Честный, рассудительный человек, который готов к проявлению благородства даже по отношению к Сильверу. Ливси стал вторым человеком после капитана Смолетта. После ранения Смолетта Ливси пришлось взять руководство на себя.
Джон Трелони – образованный аристократ, однако, не отличающийся большой сообразительностью. Именно его неразумная политика стала причиной бед героев. Но в критический момент Трелони показал себя храбрым и надежным человеком.