Роман-миф – это роман, в сюжет которого вплетены мифологические и легендарные мотивы.
«Бог мелочей» как роман-миф
Роман «Бог мелочей» был написан индийской писательницей Арундати Рой в 1997 году. Роман был награжден Букеровской премией, стал событием мирового масштаба. Критики сразу заговорили о писательнице как о представительнице постколониального англоязычного индийского романа.
«Бог мелочей» первый и последний роман А. Рой. Писательница отдает все силы политической деятельности и журналистике. Рой в своем произведении опирается на культурное наследие Индии, индийский эпос и мифологию. При этом мифологические схемы так глубоко укоренились в структуре произведения и объединили столько разнородных элементов, что создается впечатление, что они не просто поддерживают старые мифы, а порождают новые.
Обращение к мифологии стало узнаваемой чертой постколониального романа.
В романе «Бог мелочей» мифологичность осознается как обращение к готовым формам, системам образов, которые автор может трансформировать по своему желанию.
Основным признаком жанра роман-миф является обращение автора к мифологическому материалу. История главных героев романа, дизиготных близнецов Рахель и Эстаппена, вступающих в кровосмесительные отношения, является аллюзией к близнечному мифу, присутствующему во многих мифологических системах. Например, подобный рассказ о Яме и Ями встречается в древнеиндийском мифе.
Единство сестры и брата проявляется и в их общем физическом происхождении, и в единстве сознания.
Наделение героев сверхспособностями сближает произведение А. Рой не только с мифом, но и с направлением «магического реализма». В романе, как и в мифах, важную роль выполняет река. Это «нечеловеческая среда», которая одновременно дарует жизни и отнимает ее. Одним из кульминационных моментов романа является гибель Софи-моль, кузины Эсты и Рахели, во время переправы через реку.
Как и родители мифологических близнецов, считавшихся страшными и опасными, Амму, мать Рахели и Эсты, оказывается в положении изгоя. Согласно мифу, в роли отца для близнецов выступает тотем тили мифологическое существо. Для Эсты и Рахели, воспитанных матерью, им становится молодой плотник из касты неприкасаемых Велюта.
Именно Велюта в тексте является Богом мелочей.
Время как жанрообразующая категория в романе «Бог мелочей»
Но для романа-мифа характерна не только переработка мифологических сюжетов. Так, Л. В. Ярошенко считает, что для определения произведения как романа-мифа недостаточно только таких черт, как:
- Наличие аллюзий, отсылок к мифологии;
- Циклическая композиция с повторением архетипических ситуаций.
Исследователь считает, что необходимо не проследить, какие фольклорные и мифологические мотивы использует автор, а выявить характер актуализации мифологических моделирующих принципов в художественной модели. К таким принципам относится временная организация произведения. Художественно-трансформированное мифологическое время является текстообразующей категорией рассматриваемого типа романа. Особые временные отношения как раз и формируют мифопоэтическую образную систему романа.
Очевидно, в романе «Бог мелочей» образ Велюты - это вариант умирающего и воскресающего бога. Когда любовная связь неприкасаемого Велюты и Амму раскрывается, отряд полицейских его до смерти избивает. Об этом читателю становится известно задолго до финала произведения. Таким образом, Велюта – бог умирающий. Но в конце романа герой оказывается живым. Глава, где описывается первое свидание Амму и Велюты, является последней главой романа. Заканчивается дискурс словами на языке малаялам, сказанными при прощании Амму Велюте: «Наалей. Завтра».
Воскрешение героя после смерти происходит при помощи традиционного и очень распространенного приема - несовпадения истории – хронологии фиктивных событий- и дискурса – порядка представления этих событий в тексте. Но для писательницы рассказ о событиях в ином порядке, чем они происходили, не является просто формальным приемом. А. Рой избегает экспериментальных игр, поэтому в романе все нарушения хронологии имеют содержательное обоснование. Роман «Бог мелочей» - это процесс воспоминания, который колеблется между двумя временными рамками: серединой 1960-х годов (время, когда происходят трагические события с Велютой и Софи-моль), и началом 1990-х годов, когда Рахель и Эста, уже ставшие взрослыми людьми, возвращаются в родной поселок. Именно с этого момента начинается романный дискурс. Начало романа, таким образом, это движение назад, оно ретроспективно. Конец романа – перспективный.
Развитие дискурса от конца к началу определяет параллель и на уровне персонажей – близнецы имеют привычку читать задом наперед. Эту привычку повествователь ставит эксплицитно в существенную связь с рядом событий романа.
Роль воспоминаний в романе «Бог мелочей»
Наряду со временем, жанрообразующей категорией романа-мифа является воспоминание. Роман, построенный на повторениях деталей, ситуаций, образов, фраз, слов часто критиками характеризуется как поэтический. Роман «Бог мелочей» автором принципиально строится как система повторений:
- Параллели между героями;
- Мотивы;
- Возвращение к одним и тем же ситуациям;
- Повторение одних и тех же фраз, выражений, слов.
Таким образом, роман оказывается сложно зарифмованным. Здесь смыслом слова становится не прямое его значение, а ассоциации, воспринимаемые читателем. Это является характерным для поэзии. В романе тенденции поэтизации и мифологизации дают общий результат – создание в произведении пространства возвращения-воспоминания. В романе «Бог мелочей» переход между прошлым и настоящим, как правило, это композиционный монтаж глав и частей глав. Но материал воспоминания в дискурс не вводится эксплицитно. Читателю становится понятно, что это воспоминания, по фокализации через точку зрения героини и благодаря лексико-семантическим повторам, которые отражают ассоциативные связи вспоминающего героя.
В результате такого ахронного построения романа читатель с самого начала знает, что Велюта будет убит, Софи-моль погибнет. Смысл чтения этого произведения заключается не в детективной реконструкции произошедших событий, а проживании их как повторяющихся.