Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема сюжета. Проблема пространства

Определение 1

Художественное пространство – это важнейшая составляющая композиции, воссоздание места, где осуществляется действие.

Проблема художественного пространства

Понятие художественного пространства – одно из центральных категорий современной философии и эстетики искусства. Неверным будет утверждение, что в традиционной эстетике этому понятию не уделялось достаточного внимания. Наоборот, были периоды, когда приемы построения художественного пространства были в центре внимания и самого искусства, и его философии. Однако в данных случаях категорию художественного пространства не выделяли в качестве объекта специального анализа.

Определение 2

Пространство – это совокупность однородных объектов, состояний, явлений, фигур, функций, значений переменных и т.д., между которыми существуют отношения, похожие на обычные пространственные отношения – расстояние, непрерывность и т.д.

Художественное пространство в качестве пространства произведения искусства является выражением в искусстве того чувства пространства, которое пронизывает всю культуру и находится в его основе. Это понятие стало складываться лишь в конце 19-начале 20 века, однако отдельные аспекты проблематики художественного пространства обсуждались еще в античности. Оно является неотъемлемым свойством абсолютно любого произведения искусства, в том числе музыки и литературы.

В отличие от композиции, которая представляет собой соотношение частей произведения, подобное пространство означает и связь всех элементов художественного произведения в единство, не похожее ни на что другое, и придание такому единству особого редуцируемого качества. Таким образом, композиция оказывается лишь одним из аспектов внешнего художественного пространства, локализованного в самом произведении.

Представления о пространстве находятся в основе культуры, и поэтому идея художественного пространства фундаментальная для искусства абсолютно любой культуры. Художественное пространство чувствуется художником, однако оно практически им не анализируется, так как находится в основе всей его символики.

«Проблема сюжета. Проблема пространства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Понятие художественного пространства сформировалось в философии искусства только в начале 20 века. это обусловлено двумя факторами:

  • Неопределенностью пространства в эпоху античности и в период Средневековья
  • Отождествлением в эпоху Нового времени художественного пространства и простого воспроизведения в искусстве пространства, существующего реально.

Возможность пространственного моделирования понятий, не имеющих пространственной природы, является особенно важным для искусства. Уже на уровне чисто идеологического, сверхтекстового моделирования язык пространственных отношений является одним из ключевых средств осмысления действительности. Такие понятия, как «низкий-высокий», «левый-правый», «открытый-закрытый», «далекий – близкий», «непрерывный – дискретный», «отграниченный-неотграниченный» являются материалом ля построения моделей с непространственным содержанием. Эти понятия получают значение «ценный – неценный», «плохой – хороший», «доступный – недоступный», «свой-чужой» и т.д.

Самые общие религиозные, социальные, нравственные, политические модели мира, с помощью которых человек в разные периоды своей духовной истории осмысляет окружающую его жизнь, оказываются наделенными пространственными характеристиками, которые могут быть в виде противопоставления (например, земля – подземное пространство, земля – небо), или в форме социально-политической иерархии в виде противопоставления «левое-правое» (например, «наше дело правое»). Представления о «унижающих» и «возвышенных» занятиях, мыслях, профессиях, отождествление «близкого» со своим, родственным, а «далекого» с чужим и непонятным складывается в модели мира, наделенные пространственными признаками.

Основой для построения картины мира являются национально-языковые и исторические модели пространства. На фоне таких построений частные пространственные модели, создаваемые каким-либо текстом, становятся значимыми. Например, в лирике Тютчева противопоставляется «верх» - «низу». Так создается модель, ориентированная по вертикали.

Проблема сюжета

Место действий – это не только описания декоративного фона или пейзажа. Пространственный континуум текста, где отображается мир объекта, объединяется в топос, который всегда наделен предметностью, так как пространство всегда дается в форме какого-либо определенного заполнения.

Понятие сюжета тесно связано с понятием художественного пространства. В основе понятия сюжета находится представление о событии. Сюжет противостоит фабуле. Б. В. Томашевский в «Теории литературы» дает определение фабулы.

Определение 3

Фабула – это совокупность связанных между собой событий, о которых ведется речь в произведении.

Сюжет – это те же события, но изложенные в том порядке, в каком о них сообщается в произведении .

Событие – мельчайшая неразложимая единица сюжетного построения. А. Н. Веселовский определил его как мотив.

В. Б. Шкловский говорил о чисто синтагматическом выделении единицы сюжета. Он писал, что новелла, сказка, роман – это комбинация мотивов; песня – это комбинация стилистических мотивов. Поэтому сюжетность и сюжет являются формой, как и рифма.

Событие как единица сюжетосложения – это перемещение персонажа через рамки семантического поля. Из этого следует, что ни одно описание действия или факта в их отношении к реальному денотату либо семантической системе естественного языка не может определять как событие либо несобытие до решения вопроса о его месте во вторичном структурном семантическом поле, которое определяется типом культуры.

Понятный сюжет – это нечто независимое, пассивно полученное из быта или взятое из традиции. Сюжет связан с картиной мира, которая дает понятие того, что является событием, а что вариантом события, не сообщающим ничего нового.

Для определенного структурного уровня и определенной картины мира существует единственный сюжет. Однако в реальном тексте он проявляется как некоторое структурное ожидание, которое может выполняться или не выполняться.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot