Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема нравственного выбора в пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет»

Замечание 1

«Глобус» - это театр, основанный в 1599 году на средства актерской труппы «Слуги лорд-камергера», в которую входил У. Шекспир.

Внешний конфликт в трагедии «Гамлет»

Трагедию В. Шекспира «Гамлет» справедливо относят к вечным произведениям. Трагедия была написана во второй период творчества писателя. Но история датского принца в литературе была известна гораздо раньше. Первая запись истории о Гамлете была сделана в 13 веке Самсоном Грамматиком. Также существовала пьеса о Гамлете, написанная Т. Кидом, но до нашего времени это произведение не дошло. В своей трагедии У. Шекспир использовал старый сюжет, наполнив его новым содержанием.

В трагедии Шекспира конфликт разворачивается на двух уровнях: на внешнем – противоборство действующих лиц, и внутреннем - столкновение противоположных намерений и чувств в душе главного героя.

Внешний конфликт в трагедии – столкновении Гамлета с королем Клавдием. В этом противостоянии можно выделить несколько сторон:

  • нравственную,
  • личную,
  • историко-философскую,
  • социальную.

Личная сторона внешнего конфликта заключается в том, что Гамлет стремится наказать короля Клавдия как убийцу своего отца и соблазнителя матери.

Узнав о смерти отца, Гамлет возвращается из Виттенбергского университета на родину. По официальной версии, король погиб от укуса змеи. Но принц сомневается в правдивости этой версии. Он с самого начала ощущает, что не все в королевском замке благополучно, видит, что все человеческие отношении и связи перепутаны. Гамлет потрясен новым браком матери с братом его покойного отца, Клавдием. Принц ожидал увидеть безутешную вдову отца, а увидел счастливую супругу дяди.

Ощущение неблагополучия в скором времени получает подтверждении в сообщении офицеров стражи. Гамлет невольно узнает, что перед королевским замком уже несколько раз в полночь появляется призрак отца, вооруженный «с ног до головы». Появление царственного призрака, по поверьям, было знаком неблагополучия и бедствий для страны.

«Проблема нравственного выбора в пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В трагедии Шекспира Гамлет противопоставляется Клавдию. Гамлет – человек с высокими моральными принципами, Клавдий – аморальный властолюбец. Гамлет чтит отца как человека.

В Дании принц чувствует себя неуютно. С презрением относится к раболепию придворных, стремящихся угодить новому правителю. Придворные демонстрируют абсолютное моральное разложение, шпионят и предают. Королева Гертруда предала память о муже, сразу после похорон выйдя замуж за его брата.

У. Шекспир в «Гамлете» изображает падение нравов. Университетские друзья Гамлета, Гильденстерн и Розенкранц, соглашаются передать его в руки палача. Образы этих персонажей – символ карьеризма и беспринципности. Ради возвышения они готовы способствовать убийству своего друга. Принц сравнивает и х с губкой, впитывающей мнение короля. Но если это мнение нужно поменять, достаточно их выжать, и они станут впитывать другое мнение. Не случайно драматург изобразил двух героев, тем самым подчеркнув, что в Эльсиноре карьеризм и предательство не исключительное явление, и таких, как Гильденстерн и Розенкранц, много. Например, Озрик, придворный, который ради достижения высокой должности готов на любые подлости.

Писатель противопоставляет Гамлета и Клавдия и в плане социальном: народ любит принца, легко находящего взаимопонимание с людьми – и с актерами, и с могильщиками, и даже с пиратами. Клавдий не может избавиться от принца в Дании именно по этой причине. Короля Гамлет воспринимает как символ социального зла. После своего разговора с Призраком отца Гамлет думает не только о личном возмездии, но и о восстановлении справедливости.

Гамлет деятелен и смел, способен на решительные действия, прозорлив. Принц – умелый фехтовальщик, что демонстрирует в поединке с Лаэртом.

Гуманистические идеалы в пьесе «Гамлет»

Гамлет – всесторонне развитая личность, носитель гуманистических идеалов. Однако после возвращения на Родину его взгляды меняются. Гуманистические представления Гамлета о человеке и мире переживают острый кризис. В разговоре с товарищами он говорит о том, что считал землю цветником мироздания, а небо – царственным сводом. Но теперь они ему кажутся бесплодной скалой и скопищем вредных паров. Представление Гамлета о человеке тоже изменилось. Если раньше принц считал, что человек – это чудо природы, то теперь он – что он только горсточка праха.

Замечание 2

Судьба Гамлета и изменение его взглядов – это отражение кризиса гуманистических представлений, которые столкнулись с исторической реальностью начала 17 столетия.

Мир, который создает Клавдий, полон вероломства и подлости. В этом мире нет места гуманистическим идеалам, так много значащим для принца Гамлета. Он не может изменить ход истории, а попытки исправит жестокий век – безнадежны. Герой обречен на поражение в решении своей задачи – борьбы с мировым злом.

Внутренний конфликт пьесы: «Быть или не быть?»

Безнадежность борьбы Гамлета определяет внутренний конфликт трагедии, разворачивающийся в его душе. Гамлет хорошо знает свой мир, прекрасно понимает, что смерть Клавдия ничего не изменит, мир не станет от этого лучше. Именно это знание бесплодности борьбы удерживает Гамлета от действий. Но будучи благородным человеком, принц не может примириться со злом, борьба с которым является его внутренней потребностью. В его душе сталкиваются стремление исправить мир и осознание тщетности этих усилий. Внутренний конфликт пьесы заключается в столкновении жажда деятельности с понимаем ее обреченности. И это усиливает трагическое звучание произведения.

Высшей точкой сомнений Гамлета является его монолог «Быть или не быть?» Он выражает умонастроение принца в момент наивысшего разлада в сознании. Герой решает сложную дилемму. «Быть» - означает восстать на море смут, сразить их. «Не быть» - покориться судьбе. И принц решает «быть».

В пьесе «Гамлет» Шекспир отражает вечную ситуацию выбора между борьбой за идеалы, которая приведет к гибели, или отказом от них. Если бы Гамлет примирился с миром Клавдия, он остался бы в живых, но погиб бы как личность. А борьба принца со злом приводит к физической смерти, но Гамлет остается верным своим идеалам. Выбор между борьбой и отказом от борьбы, между смертью и жизнью, для принца сложен. Но несмотря на все сомнения, он выбирает борьбу, и в этом заключается величие Гамлета.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot