Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема героев в романе Г. Флобера "Воспитание чувств"

Определение 1

Роман воспитания – это тип романа, содержанием которого является формирование личности главного героя.

Тема жизненной трагедии современного человека в романе Г. Флобера

У Гюстава Флобера свой особый подход к раскрытию жизненной трагедии современного человека. Из названия понятно, что произведение Флобера относится к жанру романа воспитания, истоки которого можно проследить еще в эпохе Античности.

Как правило, роман воспитания строится следующим образом:

  • Изображаются этапы личностного развития главного героя;
  • Раскрывается внутренний мир героя, мотивы его поступков;
  • Моноцентрическое построение романа;
  • Персонифицированное расположение действующих лиц;
  • Многоступенчатая сюжетно-композиционная структура, демонстрирующая духовное развитие героя.
Статья: Проблема героев в романе Г. Флобера "Воспитание чувств"
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

На первый взгляд может показаться, что «Воспитание чувств» - это не канонический роман воспитания, а его деконструкция.

Ряд литературоведов придерживается мнения, что по своей ментальности Г. Флобер – писатель 20 века. Именно писатели 20 столетия увидели в нем гения, современники Флобера не оценили творчество писателя.

Главный герой произведения Фредерик Моро и его друг Делорье гонятся за мимолетными страстями и предаются надеждам о сиюминутной выгоде. Жизненный путь этих персонажей протекает глупо и пусто. А в романе воспитания описывается именно процесс становления главного героя, его взглядов, характера. Бахтин выделяет пять типов романа воспитания. И один из них – когда изменение главного героя происходит параллельно с изменениями в обществе.

Действие романа «Воспитание чувств» происходит во время французской революции 1848 года. Мелкая буржуазия и рабочие устали от монархии, но не имеют возможности что-либо изменить. Эти слои общества оказались выброшенными из политической жизни, так как избирательным правом обладали лишь те, кто платил 200 франков налогов. Политически активной, таким образом, оказывалась только крупная буржуазия. Эта несправедливость в результате вылилась в кровавую революцию. Установилось временное правительство. Право голосовать получили все мужчины. Однако народ оказался обманутым – к власти пришел Наполеон III, который через год объявил себя императором. Вновь воцарилась тирания. Революция 1848 года оказалась совершенно бессмысленной. Это напоминает судьбу героев романа Г. Флобера.

«Проблема героев в романе Г. Флобера "Воспитание чувств"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Моро и Делорье в школьные годы имели множество больших планов на жизнь. Делорье мечтал стать крупным политиком, Моро – светским львом. Фредерик на протяжении всей жизни отдавал себя отношениям с женщинами, но выбирал не тех. К тому же, был не уверен в себе и малодушен. У него ничего не получалось с теми, кого он любил. А с кем могло бы сложиться будущее, он не выбирал. Моро гнался за невозможным, хотя возможное было так близко.

Делорье был слишком прямолинейным для политики, слишком реакционным и слишком резким. Герою не хватало стратегии, тактики, выдержки. Он в своих начинаниях всегда промахивался и в итоге оставался ни с чем. Уже в солидном возрасте друзья, подводя итоги жизни, приходят к пониманию того, чего им не хватило, чтобы достигнуть своих целей. Оказалось, что одно-единственное веселое воспоминание – это все, что они могут вспомнить за всю свою жизнь.

Образы героев романа «Воспитание чувств»

«Воспитание чувств» Г. Флобера – это совершенно новый тип романа. здесь нет ярких страстей, поисков идеала и бичевания пороков. Писатель изображает серую, монотонную современности. Но именно мелочи оказывают влияние на Фредерика Моро: они меняют его чувства, настроения, и даже жизнь. Роман строится из незначительных происшествий и мелких событий.

История главного героя – это история поколения, не способного ни на что и не ставшего ничем. Применительно к этому поколению даже нельзя говорить о неудавшейся жизни. Скука и недовольство Моро окружающим носят умеренный характер и совершенно не мешают ему чувствовать себя вполне неплохо и в квартирке Розанетты, и в гостиной господина Арну, и в особняке Домбрезов. Фредерик Моро всю жизнь ищет, как приспособиться к окружающему. Единственное, что отличает героя от таких же, как он – любовь к госпоже Арну. Но отпечаток времени следит даже на этом прекрасном чувстве – бездеятельность и вялость.

Единственным персонажем, который автор не подвергает безжалостному скептицизму – госпожа Арну. Образ этой героини лирический и возвышенный. Это отчасти объясняется тем, что в творчестве писателя этот образ – один из самых личных. Но в этом случае наиболее существенным является то, что героиня, как и большая часть персонажей и событий романа, показана через восприятие Моро, который идеализирует предмет своего обожания.

Этот прием изображения объекта с позиции субъекта, воспринимающего его, был разработан Флобером еще в романе «Госпожа Бовари». В «Воспитании чувств» он получает предельное выражение. И этим воспринимающим лицом в большинстве случаев является Фредерик Моро. Иногда этот прием, обусловленный требованиями объективного изображения действительности, приводил к импрессионистичности создаваемых писателем картин. Особенно эта импрессионистичность очевидна в романе «Воспитание чувств». Читатель смотрит глазами главного героя не только на Розанетту или госпожу Арну, но и видит события революции 1848 года. Но видит эти события не по-настоящему, ведь в разгар февральских событий Моро поглощен мыслями о свидании с госпожой Арну, во время июньских событий его не было в Париже – он был в Фонтенбло с Розанеттой.

Таким образом, в романе события революции предстают в восприятии не участника, а равнодушного стороннего наблюдателя.

Замечание 2

Писатель ставит в своем романе одну из основных проблем литературы нового времени – отношение человека и истории. Но в то же время он показывает, насколько далека личность от понимания происходящего.

Неприятие современности в «Воспитании чувств» носит универсальный характер.

Флобер представляет народ толпой, одержимой примитивными инстинктами и оказавшейся игрушкой в руках таких, как Дамбрез. Писатель в этих образах создает жесткую сатиру на тех, кто готовил переворот. Но с таким же сарказмом он говорит и о тех, кто избегает соприкосновения с историческим ходом событий. Признание Моро и Делорье себе в том, что жизнь не удалась, и перекладывание вины за это на случайности судьбы, время, в которое родились, обстоятельства, звучит как приговор, вынесенный Флобером современности. Характерными чертами нового поколения, по мнению писателя, является слабость: биологическая, психологическая и социальная.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot