Сюжет – это определенная последовательность происходящих в литературном произведении событий.
Сюжет произведения
В литературе сюжет – это ряд событий, актов, последовательность сцен, которые происходят в художественном произведении и выстроены для читателя по определенным правилам демонстрации.
Наряду с системой персонажей, сюжет составляет основу формы произведения.
Сюжет – это организующее начало преобладающего большинства произведений эпического и драматического рода. Однако сюжет может быть значимым и в лирическом литературном роде, но здесь он, как правило, предельно компактен и скупо детализирован. Понимание сюжета в качестве совокупности событий, описываемых в произведении, появилось в литературоведении 19 века в работе А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». Но в 1920-е годы привычная терминология претерпела изменения благодаря В. Б. Шкловскому и представителям формальной школы. Б. В. Томашевский фабулой называл совокупность событий в их взаимной внутренней связи. А распределение событий в произведении, построенное художественно, он назвал сюжетом. Однако в литературоведении современности преобладает значение сюжета, данное Веселовским.
Часто сюжеты берутся авторами из исторических преданий, из мифологии, из литературы прошлых эпох и каким-либо образом видоизменяются, перерабатываются.
Сюжет имеет уникальный диапазон содержательных функций. Он вместе с системой персонажей выявляет связи человека с окружением, характеризует их и тем самым выясняет место человека в реальности, его судьбу и запечатлевает картину мира – видение автором бытия как исполненного смысла, дающего пищу душевной просветленности, надеждам, радости как отмеченного гармоничностью и упорядоченностью, или наоборот, как хаотического, безысходного, устрашающего, располагающего к отчаянию и душевному мраку.
Первый тип видения мира – классический – запечатлен в большинстве сюжетов литературы прошлых веков, в том числе и в трагедиях. Второй вид – неклассический – лежит в основе многих сюжетов современности. Например, такими является творчество А. Камю, Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра, чьи взгляды отмечены тотальным пессимизмом.
Сюжеты впрямую воссоздают обнаруженные жизненные противоречия. Без конфликта в жизни героев сложно представить какой-либо достаточно выраженный сюжет. Сюжет не является идилличным, ему так или иначе присущ драматизм. Даже в произведениях достаточно безмятежного «звучания» равновесие в жизни персонажей нарушается.
Событийные ряды создают для действующих лиц произведения поле действия, дают им возможность разнопланово и максимально полно раскрыться перед читателем в умственных, эмоциональных, откликах на происходящее, в поступках.
А. Е. Нямцу из всего огромного многообразия традиционных сюжетов выделяет четыре главные генетические группы:
- Фольклорные
- Мифологические
- Литературные
- Исторические.
Было предпринято несколько попыток к сведению многообразия сюжетов к небольшому набору сюжетных схем. Борхес в новелле «Четыре цикла» говорит о том, что все сюжеты можно свести к следующим вариантам:
- О долгом возвращении
- О штурме и обороне укрепленного города
- О самоубийстве бога
- О поиске.
Организация сюжетов происходит по-разному. Например, в одних случаях на передний план выдвигается какая-либо событийная ситуация, произведении строится только на одной сюжетной линии. Такими, в основном, являются малые эпические и драматические жанры, для которых характерным является единство действия. Такие сюжеты называют концентрическими.
Также широко распространенными в литературе являются сюжеты, в которых события рассредоточены на равных правах и разворачиваются событийные узлы, независимые один от другого. Они имеют свои начала и концы. По определению Аристотеля, это эписодические фабулы. В современном определении такие сюжеты называю хроникальными.
Фабула
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы. В современном литературоведении сюжет – это сам ход событий в художественном произведении, а фабула – это основной художественный конфликт, развивающийся в ходе этих событий. Однако существуют и другие взгляды на соотношение сюжета и фабулы, отличные от указанного:
В толковом словаре Ушакова сюжет определяется как совокупность действий, которые раскрывают основное содержание произведения, а фабула – как содержание изображаемых в произведении событий в их последовательной связи. То есть фабула, в отличие от сюжета, излагает события в их временной последовательности.
Представители ОПОЯЗа предложили различать две стороны произведения: развитие событий в мире произведения – фабулу, и то, как эти события излагаются автором – сюжет.
Русские критики середины 19 века сюжетом называли само развитие действия литературного произведения, а фабулой – композиционную сторону произведения.
Существует точка зрения, согласно которой понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, и при анализе произведения достаточно использовать понятия «схема сюжета», «сюжет», «композиция сюжета».
Таким образом, фабула – это система мотивов в произведения, связанных между собой. Она охватывает все соединенные в причинно-следственные ряды происшествия.
Большинство мотивов, складывающихся в фабулу, носят динамический характер, но существенными могут быть и некоторые описательные мотивы.
Фабула – это рассказ, тематически-фактический предмет изображения, основной план протекания действия эпического или драматического произведения, который уже организован художественно и в котором выявлены центральные мотивы и расстановка персонажей.
Необходимо различать фактическую основу произведения, события, о которых в нем идет речь как продукт предварительного отбора автором явлений действительности либо вымысла, то сеть то, что можно назвать фабулой; и разработку темы повествования, которая связана с разрешением какой-либо проблема на материале этих событий – то, что называется сюжетом.
Тематическое многообразие фабул бесконечно, в зависимости от характера понимания действительности, а также характера объекта, они могут быть сказочного, мифологического, утопического, романического, реалистического порядка.