Летопись – это последовательное изложение событий, ограниченное определенными временными рамками.
Сущность понятия «летопись». История летописания
Летописи в различные эпохи и в разных странах могли называться хрониками, списками, анналами, различаться по оформлению и художественному стилю.
Лицевые летописи – это русские летописи, украшенные иллюстрациями, в которых исторические события передаются не только при помощи слова, а и с помощью средств изобразительного искусства.
Средневековые книжники и летописцы использовали возможности передачи сути событий линиями и красками и часто считали изображение равноценным тексту.
Традиции лицевого летописания 11-16 веков устанавливаются историками на основании сохранившихся рукописей:
- Тверского списка Хроники Георгия Амартола;
- Кенигсбергской летописи;
- Лицевого летописного свода.
Каждый из этих памятников несет в себе следы древнейших иллюстрированных летописей, не дошедших до нашего времени.
Летописное дело в Киеве в 12 веке велось в Выдубицком Михайловском и Киево-Печерском монастырях, а также при дворе князя. Галицко-волынское летописание в 12 веке было сосредоточено при дворах галицко-волынских князей. В Ипатьевской летописи сохранилось южнорусское летописание. Ипатьевская летопись состоит из Галицко-Волынской летописи и «Повести временных лет».
Главными центрами летописания во Владимиро-Суздальской земле были Суздаль, Владимир, Переяславль и Ростов. Памятник этого летописания – Лаврентьевская летопись, начинающаяся «Повестью временных лет», которая была продолжена владимиро-суздальскими известиями до 1305 года, и Летописец Переяславля-Суздальского, а также Радзивилловская летопись. Последняя была украшена большим количеством иллюстраций.
Летописание большое развитие получило в Новгороде при монастырях, церквах, при дворе архиепископа.
Монголо-татарское нашествие привело к временному упадку летописания. Вновь летописание стало развиваться в 14-15 вв. Крупными центрами летописания стали Псков, Новгород, Тверь, Ростов, Москва. В летописных сводах главным образом отражались:
- события местного значения (выборы посадников, тысяцких в Пскове и Новгороде, рождение и смерть князей, военные походы, сражения и тд.);
- церковные события (постройка церквей, поставление и смерть игуменов, епископов и т.д.);
- эпидемии, голод, неурожаи;
- примечательные явления природы и т.д.
События, которые выходили за рамки местных интересов, в летописях отражены мало. Новгородское летописание 12-15 вв. представлено Новгородской Первой летописью младшего и старшего изводов.
Извод – это редакция рукописного текста, которая отличается от других списков этого памятника особенностями языка (относится к древнеславянской письменности).
Старший извод сохранился в Синодальном пергаменном списке 13-14 вв. Более поздний младший извод дошел до нас в списках 15 века.
Летописание в Пскове было связано с государственной канцелярией и посадниками.
Летописание в Твери развивалось при дворе епископов и тверских князей. Представление о тверском летописании дают Рогожский летописец и Тверской сборник.
Летописание в Ростове велось при дворе епископов. Созданные в Ростове летописи отражены в ряде сводов, в том числе и в Ермолинской летописи 15 века.
В 15 веке отмечаются новые явления в летописании. В этот период складывалось Русское государство, центром которого была Москва. Политика московских князей отразилась в общерусских летописных сводах. О первом общерусском летописном своде дают представление Симеоновская летопись и Троицкая летопись (она исчезла при пожаре 1812 года). Заканчивается Троицкая летопись 1409 годом. Для ее составления привлекались разнообразные источники: псковские, новгородские, смоленские, тверские и т.д. Политическая направленность и происхождение Троицкой летописи подчеркиваются преобладанием московских известий и благоприятной общей оценкой деятельности московских митрополитов и князей.
Летописный свод
В 15 веке в Смоленске был составлен Общерусский летописный свод – Летопись Авраамки. Еще одним летописным сводом является Суздальская летопись.
В Новгороде появился летописный свод, основанный на новгородской письменности – «Софийский современник». В конце 15-начале 16 века в Москве появился Большой летописный свод. Особенно известной является Воскресенская летопись, которая кончается на 1541 г. В эту летопись включено много официальных записей. Официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись, в состав которой вошел «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича».
В 1540-1560 гг. при дворе Ивана Грозного был создан Лицевой летописный свод. Первые три тома свода посвящены всемирной истории. Они были составлены на основании «Хронографа». Следующие семь томов Лицевого летописного свода посвящены русской истории 1114-1567 гг. Последний том Лицевого свода – «Царственная книга» - был посвящен правлению Ивана Грозного.
Текст Лицевого летописного свода основан на Никоновской летописи. Она представляет собой компиляцию разнообразных летописных повестей, известий, житий и т.д.
Летописание в 16 веке продолжало развиваться не только в Москве, но и в других городах. Наиболее известной является Вологодско-Пермская летопись. Также летописи велись в Пскове, Новгороде, Печерском монастыре.
В 17 веке летописная форма повествования постепенно отмирала. В этот период появились местные летописи. Среди них наиболее интересными являются Сибирские летописи. Начало оставления местных летописей относится в первой половине 17 века. В конце 17 века С.У. Ремезов составил летопись «История Сибирская».
Летописные известия в 17 веке включаются в состав хронографов и степенных книг. Слово «летопись» продолжает употребляться по традиции даже для произведений, слабо напоминающий Летописи прежних времен. Именно таким является Новый летописец, в котором повествуется о событиях конца 16-начала 17 вв. (крестьянская война и польско-шведская интервенция), а также «Летопись о многих мятежах».