Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поэтика:определение, задачи, особенности

Определение 1

Поэтика – это наука, изучающая систему средств выражения в произведениях литературы.

Понятие поэтики

Термин «поэтика» существует в литературе очень давно. Появился он еще в Греции, в культуре которой литература занимала важное место. Многие известные лингвисты обращались к проблеме поэтики художественного текста. Например, поэтике очень много внимания в своих работах уделяли такие ученые, как В. Жирмунский, М. Бахтин, А. Скафтымов, Г. Винокур, В. В. Виноградов. Но становление поэтики в России происходило благодаря А. Веселовскому и А. Потебне, чьи оригинальные концепции появились в 19 веке.

В. В. Виноградов был среди первых ученых, переосмысливших трактовку понятия поэтики и осознавших значение для нее разделения синхрония-диахрония. Первые работы В. В. Виноградова, посвященные поэтике русской литературы, были о произведениях Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя.

В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы. В узком понимании поэтика совпадает с одной из областей теоретической поэтики. Она занимается изучением специфики литературных жанров и родов, направлений, течений, стилей, методов, а также исследует законы внутренней связи, соотношения разных уровней художественного целого.

Поэтика бывает нескольких видов:

  • Историческая поэтика
  • Теоретическая поэтика
  • Практическая поэтика
  • Сравнительная поэтика.

В качестве объекта изучения в поэтике выступает художественная литература.

Особенности и задачи поэтики

Замечание 1

Важнейшей особенностью поэтики является исследование специфики литературы – осознание и описание того, что является характерным только для литературы и что отличает ее от остальных сфер духовной жизни.

Основная задача поэтики заключается в изучении способов построения произведений литературы.

Замечание 2

Главный способ изучения в поэтике – описания и классификация явлений, а также их истолкование.

«Поэтика:определение, задачи, особенности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кроме поэтики, изучающей конструкцию художественных произведений, существует дисциплина, изучающая конструкцию произведений нехудожественных произведений – риторика. Риторика и поэтика входят в общую теорию литературы. Кроме поэтик, изучением художественной литературы занимается еще целый ряд дисциплин, которые отличаются друг от друга в первую очередь подходом к исследуемым явлениям. Например, история литературы использует исторический подход при изучении художественных произведений.

Историки литературы изучают любое произведение как целостное, неразделимое единство, как самоценное, индивидуальное явление среди других индивидуальных явлений. При этом изучение объединяется, восполняется историческим освещением исследуемого материала, то есть историки литературы устанавливают связи между литературным явлением и их значение в эволюции литературы. То есть, история литературы изучает литературные школы и стили, их значение и традиции, смену, степень оригинальности отдельно взятых авторов и произведений. В процессе описания общего хода эволюции литературы историки интерпретируют различия, обнаруживают причины эволюции, которые заключаются и внутри самой литературы, и в отношении литературы к другим явлениям культуры.

Совершенно другой подход к изучению художественной литературы – теоретический. При таком подходе литературные явления обобщаются, а значит, рассматриваются не в своей индивидуальности, а в качестве результатов применения существующих общих законов построения художественных произведений. При изучении каждое произведение специально разделяется на составные части. В построении произведения различаются способы комбинирования материала в художественное единство. Такие приемы являются прямым объектом изучения поэтики. При этом, если внимание обращается на происхождение этих приемов, то следует говорить об исторической поэтике, которая изучает исторический генезис изолируемых в изучении приемов.

Замечание 3

Общая поэтика изучает не происхождение художественных приемов, а их художественную функцию.

Так, каждый отдельно взятый прием изучается с точки зрения художественной целесообразности. То есть, происходит анализ, для чего применяется этот прием, какой художественный эффект им достигается.

Функциональное изучение литературного приема является главным принципом в описании изучаемых явлений и их классификации.

Несмотря на то, что задачи и методы теоретического исследования художественного произведения сильно отличаются от задач и методов исторических дисциплин, в поэтике всегда должно быть присутствие эволюционной точки зрения. В поэтике изучение и интерпретация художественного эффекта всегда должна осуществляться на фоне исторически сложившегося применения этого приема. В зависимости от того, является прием элементом традиции, признаком так называемой «старой школы», или признаком модернизма и воспринимается как непривычный, нарушающий традицию, один и тот же прием меняет свою художественную функцию.

Существует еще один подход к изучению литературных произведений. Он представлен в нормативной поэтике, задачей которой является не объективное описание приемов, а их оценка и предписание тех или других приемов в качестве единственно закономерных. Целью нормативной поэтики является научить, как нужно писать произведения литературы. Для каждой литературной школы присущи свои взгляды на литературу, свои правила, а значит, каждая школа имеет свою нормативную поэтику.

Формами нормативной поэтики являются литературные кодексы, которые выражаются в литературных манифестах, декларациях, направленческой критике, а также в системах убеждений, которых придерживаются различные литературные кружки.

В настоящее время особенно заметна быстрая смена литературных школ. В связи с этим найти всеобщую нормативную поэтику не представляется возможным. Любая литературная норма, выдвинутая одним течением, как правило сталкивается с отрицанием в противоположной литературной школе. С падением влияния литературной школы падают и ее принципы, которые заменяются новым течением. Поэтому строить устойчивую нормативную поэтику в условиях быстрой смены литературных течений не удается.

Дата последнего обновления статьи: 31.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot