Рыцарский роман – это литература, ориентированная на высшее сословие.
Возникновение рыцарского романа
Становление жанра рыцарского романа происходило в последней трети 12 века в Германии. В рыцарском романе в основном встречаются те же интересы и чувства, которые были присущи рыцарской лирике. В первую очередь это тема любви, осознаваемая в более или менее возвышенном смысле. Еще одним элементом рыцарского романа является фантастика в двойственном понимании этого слова:
- Как все исключительное, необычное, приподнимающее героя над обыденностью бытия;
- Нечто сверхъестественное.
Обе эти формы, как правило, тесно связанные с любовной темой, покрываются понятием авантюр или приключений, случающихся с рыцарями. Рыцари совершают свои подвиги не ради национального, общего дела, как герои эпических поэм, не во имя интересов или чести рода, а во имя своей личной славы.
Рыцарский роман по своей технике и стилю имеет существенные отличия от героического эпоса. В нем видное место занимают монологи, в которых анализируются душевные переживания героя, живые диалоги, подробное описание обстановки действия, изображение внешности персонажей.
Первыми опытами этого жанра стали обработки некоторых произведений литературы античности. Средневековые рассказчики в них могли найти как любовные истории, так и невероятные приключения, которые отчасти перекликались с рыцарским идеями. В обработках мифология тщательно изгонялась, однако легендарные сказания о героических подвигах воспроизводились полностью. Еще одним не менее благодарным материалом для рыцарского романа были кельтские народные сказания. Эти сказания как продукт поэзии родового строя были насыщены фантастикой и эротикой.
Признаки рыцарского романа
Для рыцарского романа свойственны основные признаки романного жанра:
- Картина мира – романная, а не эпическая;
- В центре внимания произведения находятся семейные отношения, частная жизнь, любовь, дружба;
- Рыцарский роман – любовно-авантюрный;
- Вассальские отношения здесь мыслятся как дело личного выбора героя;
- Концепция человека как личности, которая живет согласно своим интересам. Подчеркивается важность и законность интересов.
Для рыцарского романа характерно стремление показать жизнь в ее динамике, движении. Важная роль здесь принадлежит сюжету, где много фантастического и неожиданного. Нередко образы романтических героев эволюционируют. Герои рыцарского романа самостоятельно преодолевают сложности, решают важные вопросы, при этом руководствуясь личным опытом и чувствами.
Понятие верности играет важную роль во всех произведениях этого жанра.
Верность рассматривается как дисциплинированное исполнение своих обязанностей в сословной пирамиде. Здесь от вассала требуется преданность своему сюзерену, послушание, а сюзерен своей щедростью призван обеспечить своим вассалам достойный их сословию образ жизни.
Рыцарь должен любит искусство, иметь способность заниматься им, знать иностранные языки и соблюдать определенные правила поведения в обыденной жизни. рыцарь обязан следовать соблюдению норм, в любой ситуации сохранять самообладание и чувство гордости и собственного достоинства.
Большое внимание в рыцарском романе уделяется внешнему блеску.
Большинство произведений перегружены описаниями сокровищ, великолепно сделанного вооружения, сбруи, одежды. Это было доказательством того, что дворянство вело образ жизни, достойный его положению в обществе. Такой образ жизни предполагал радость от обладания земными богатствами и восхищение красотой человека. Рыцарь здесь – красивый человек, внешность, образ жизни и одежда которого отделяют его от угнетенных, которые в своем большинстве выглядят как отталкивающие, безобразные внешне и сомнительные в нравственном плане персонажи.
Идея терпимости в рыцарском романе отражает стремление к освобождению от опеки церкви.
Исторической основой этого являются крестовые походы, когда западное рыцарство для себя открыло феодальную знать Востока. Чрезвычайно высокоразвитая арабская культура у рыцарей вызывала зависть и порождала стремление обладать чем-то подобным. Такое стремление связывалось с исполненным уважения признанием мужественности и храбрости противника, его воинского мастерства. Был понят монотеистический характер ислама как высокоразвитой и родственной христианству религии. Отчетливо стала ясна ошибочность представлений церковных догматов, в которых магометане изображались коварными, мерзкими, порочными язычниками. Но в первую очередь западный рыцарь смог ощутить себя частью интернациональной рыцарской общности. Из такого чувства солидарности с восточными рыцарями сформировался образ так называемого «благородного язычника», являющегося равноправным представителем того же сословия.
На немецкую идею рыцарства свой отпечаток наложило соприкосновение с французской дворянской культурой. Отсюда возникла идея куртуазной любви. Во Франции за благородной дамой закреплялись определенного рода привилегии – право жаловать земли в свободное владение и возможность личного наследования. Понимание любви как служения благородной даме возникло из эмоционально окрашенного отношения вассала к супруге своего сюзерена. В куртуазной любовной поэзии и служении даме воедино связывалась стихийно-природная эротика и воспитание культуры чувств. Проявлялось стремление к выработке образца рыцарского поведения соответственно с главными принципами феодальной идеологии.
В рыцарском романе благородная дама, супруга сюзерена, является хранительнице культурных ценностей и воспитательницей рыцаря. Он, служа даме, исполняя ее волю в области культурных запросов, совершенствуется, становится образцом привилегированного сословия.
Эротические притязания рыцаря и брак в рамках служения благородной даме являются неразрешимыми противоречиями. Поэтому тематика миннезанга в этом случае ограничивается восхвалением дамы, а также выражением печали и тоски из-за невозможности добиться столь желаемого вознаграждения.