Философский пессимизм — это мировоззрение, которое стремится встретиться с неприятными реалиями мира, устранить иррациональные ожидания и надежды, что способно привести к нежелательным последствиям.
Жанровые и тематические особенности новелл Ги де Мопассана
Ги де Мопассан является современником многих известных французских писателей второй половины 19 столетия. Его творческий путь был исключительно кратким по времени (всего 10 лет), но при этом очень интенсивным, и совпал с распространением натурализма.
В ярком, многообразном творческом наследии Ги де Мопассана и в его трагической писательской судьбе нашла отражение вся противоречивость и сложность эпохи.
Перу Мопассана принадлежит более 300 новел, объединенных в 16 сборников. Новеллы Мопассана разнообразны по тональности, языку, тематике, жанровым особенностям. Основные жанры новелл Ги де Мопассана:
- Новелла-памфлет;
- Новелла-анекдот;
- Новелла-исповедь;
- Новелла характеров;
- Лирическая новелла.
Новеллы, собранные вместе, дают полное представление о французской действительности конца 19 века и выявляют богатство человеческих характеров, социальных типов, позволяют проследить изменения творческого метода писателя.
Новеллы Мопассана тематически можно разделить на несколько групп:
- Новеллы о современности;
- Новеллы о франко-прусской войне (Пленные», «Святой Антуан», «Два друга», «Пышка» и т.д.);
- Новеллы о любви;
- Новеллы о несправедливости и об абсурде жизни («Ожерелье», «Кристина», «Шкаф»);
- Эротические новеллы;
- Оптимистические новеллы («Парижские приключения», «Завещание»).
В новеллах о франко-прусской войне писатель поднимает тему патриотизма французского народа и осуждает захватчиков. В этих произведениях Мопассан показывает, как в самых заурядных, задавленных повседневностью людях любовь к родине пробуждает несгибаемое мужество и удивительную силу духа.
В новеллах о современности писатель развивает традиции французского реализма и показывает губительность власти денег, духовную деградацию человека в мире, где главным кодексом нравственности является возможность иметь как можно больше вещей. Центральная фигур новелл этой тематики – ограниченный, трусливый обыватель, помыслы которого направлены лишь на приобретение положения в обществе, богатства и наград.
Реализация любви, по мнению Мопассана, является одним из способов самореализации человека. в новелле «Счастье» писатель описывает жизнь женщины и богача. Новелла «Лунный свет» - гимн торжествующей любви. Но к Мопассана больше всего новелл о обреченности и невозможности любви в мире, где все покупается и продается («Реванш», «Исповедь женщины», «Завещание», «Свидание», «Иветта» и т.д.). Любовь приносится в жертву предрассудкам, эгоизму, корысти. Основной элемент эротических новелл Мопассана – описание сексуальных переживаний героя. Сюжетно эти новеллы представляют собой описание мимолетных любовных приключений, которые ни к чему не обязывают, но существенно украшают жизнь («Знак», «Поездка за город»).
Особенности новелл Ги де Мопассана
На протяжении всего творческого пути писателя его пессимистические настроения приобретали все более обостренную и углубленную форму. Пессимизм писателя был обусловлен его глубоким отвращением к буржуазной действительности и осознанием своего бессилия в порядке с существующим порядком. Ги де Мопассан был непримиримым, убежденным, страстным отрицателем буржуазной цивилизации с ее бесчеловечностью, низменностью, убожеством.
Писатель постоянно показывает, как несчастно большинство людей при буржуазном порядке, которых уродуют, угнетают, держат в плену ложные понятия о чести и гнусные предрассудки, лицемерные чувства, показная благопристойность.
В новеллистике Мопассана широко проявилась разносторонность художественных средств писателя.
Рассказам Мопассана наряду с комической направленностью в большей степени присущи элегические, грустные настроения.
Они, как и смех, являются формой оценочного отношения писателя к действительности, которое помогало ему преодолеть влияния натурализма. Писатель был чутким и проникновенным изобразителем человеческих страданий. Он испытывает сочувствие и жалость к своим мучающимся персонажам.
Особенности новелл Ги де Мопассана:
- Широкий диапазон настроений и интонаций;
- Преобладание новелл, в которых сильная элегическая составляющая;
- Мопассан – мастер типизации, который на небольшом материале делает важные социальные обобщения;
- Основной прием – парадокс;
- Разнообразие завязок;
- В первых новеллах влияние натурализма проявляется в стремлении писателя к изображению темных сторон жизни, преувеличении природного начала человека и обусловленности его поведения инстинктам;
- В сборниках середины 1880-х годов тематика расширяется, ведущими становятся социальные конфликты;
- Импрессионистическое освещение событий;
- Стремление к мимолетной зарисовке сцен, передаче чувств и настроений;
- Эмоционально-окрашенные пейзажи.
В каждой новелле проявляется блестящее повествовательное мастерство писателя. Обладая тонкой наблюдательностью и способностью отбирать яркие факты, умением типизировать и обобщать, Мопассан сумел в небольших новеллах и на небольшом материале раскрыть большие темы и сделать важные социальные обобщения.
Парадокс в литературе - это прием утверждения, противоречащего общепринятым понятиям.
Очень искусна композиция новелл Мопассана. Особую роль в них играет развязка – ее писатель всегда разнообразит, стремясь заинтриговать читателя, направить его мысль на понимание основной идеи новеллы. В некоторых новеллах завязки в точном понимании этого слова нет – писатель предлагает читателю самому ее предложить.
Новелла Мопассана - это средство глубокого познания жизни. Писатель передает психологию и характеры персонажей через действие, через неповторимый склад речи и выразительные детали.
Героями новелл Мопассана являются люди всех состояний и рангов – аристократы, чиновники, бродяги, священники, батраки, богатые фермеры, дети, старики. Читатель словно своими глазами видит темные, глухие, подозрительные закоулки и роскошно обставленные гостиные, старинные замки и шумные таверны. Ги де Мопассан – признанный мастер художественной детали и психологического портрета. Через показ жизни человека он выявляет все тайное, что в нем есть.