Система персонажей – это отношения и взаимосвязи между персонажами, которые относятся к композиции произведения.
Понятие системы персонажей
Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом.
Система персонажей является важнейшим аспектом композиции. Она является компонентом содержательной формы и выполняет две функции – содержательную и конструктивную. Система – это такая общность элементов, где целое больше суммы всех частей. Персонажная сфера, как и любая другая система, характеризуется через составные элементы (персонажей) и структуру.
Персонаж или литературный герой – это действующее лицо художественного произведения.
Система персонажей, как правило, рассматривается с двух точек зрения:
- Система персонажей как средство характеристики действующих лиц, как выражение принципа композиции – то есть, как авторскую позицию;
- Система персонажей как система взаимоотношений действующих лиц (столкновения, борьба и т.д.). В данном случае система персонажей рассматривается с точки зрения содержания произведения.
Элементы системы персонажей
Система персонажей, как и любая другая система, имеет элементы и структуру. Выделяют несколько категорий персонажей:
- Главные
- Второстепенные
- Эпизодические
- Внесценические.
Главные персонажи являются центральными действующими лицами, обладают самостоятельными характерами и имеют прямую связь со всеми уровнями содержания художественного произведения.
Второстепенные персонажи также принимают достаточно активное участие в сюжете. Они имеют собственный характер, однако им уделяется гораздо меньше авторского внимания. Основная функция второстепенных персонажей – способствовать наиболее полному раскрытию образов главных персонажей.
Эпизодические персонажи появляются в одном-двух эпизодах сюжета. Такие персонажи часто не обладают собственным характером и стоят на периферии авторского внимания. Основная функция таких персонажей заключается в том, чтобы в нужный момент давать толчок сюжетному действию либо оттенять те или иные качества главных или второстепенных персонажей.
Также в системе персонажей произведения существуют и внесценические персонажи. Это действующие лица, о которых идет речь, но при этом они не принимают участия в действии (например, в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» такими персонажами являются княгиня Марья Алексеевна, Максим Петрович, дядя Фамусова).
При изучении системы персонажей произведения необходимо выяснить, по каким параметрам выделяется категория персонажей. Таких параметров всего два. Во-первых, это степень участия персонажей в сюжете и объем текста, который отводится рассматриваемому персонажу. Во-вторых, это степень значимости персонажа для раскрытия сторон художественного содержания произведения. В большинстве случаев указанные параметры совпадают. Например, в произведении «Отцы и дети» Базаров является главным героем по обоим параметрам, Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий Одинцов – по обоим параметрам персонажи второстепенные, а Кукушкина и ситников – эпизодические.
Однако есть случаи, когда автор на второстепенный, а порой и эпизодический, персонаж возлагает большую содержательную нагрузку. Например, в произведении А. С. Пушкина «капитанская дочка» императрица Екатерина является эпизодическим персонажем. Однако этот образ имеет первостепенное значение для проблематики повести и его идеи, так как без него ключевая идея произведения – идея милосердия – не получила бы полного композиционного и смыслового завершения.
В некоторых случаях вопрос о разделении действующих лиц на категории совершенно теряет какой-либо содержательный смысл. Например, в композиции произведения Гоголя «Мертвые души» эпизодические персонажи от главных отличаются не качественно, а количественно, то есть не по степени авторского интереса, а по объему изображения. В произведении большое количество персонажей, ряд фигур (таких как Дядя Митяй и дядя Миняй, Мижуев, Поцелуев, Дробяжкин, поручик из Рязани, Фетинья и т.д.) не дают никаких толчков развитию сюжетного действия и никаким образом не характеризуют главного героя – Чичикова. Детализация этих образов избыточна, но этот избыток не является неумением автора строить сюжет. Наоборот, это очень тонкий композиционный прием с помощью которого классик создал особую установку. Он не просто показал образы отдельно взятых людей, он показал нечто гораздо более значительное и широкое – образ народа, населения, нации, и даже мира.
Подобная композиция системы персонажей присутствует в пьесах Чехова, но в этом случае дело осложняется еще тем , что главных персонажей невозможно отличить от второстепенных даже по степени их участия в сюжете и по объему изображения. Автор при помощи такой схемы показывает обыденное сознание, множество простых, обыкновенных людей, среди которых нет каких-либо незаурядных, выдающихся героев, на чьих образах можно построить произведение, но при этом в своей массе они значительны и интересны.
Структура системы персонажей
Точного ответа на вопрос, сколько персонажей необходимо, не существует. Каждый автор сталкивается с вопросом – а все ли изображаемые герои обязательны и не оказалось ли среди них избыточных персонажей? Для образования системы персонажей необходимо минимум два субъекта. Как вариант, можно использовать прием раздвоения героя (например, Семен Семенович из произведения «Случаи» Хармса в очках и без очков.
Максимальное число персонажей в произведении не ограничено. Например, в «Человеческой комедии» О. де Бальзака около двух тысяч персонажей.
Персонажи в произведении должны взаимодействовать между собой.
Таким образом, система персонажей – это взаимосвязи между действующими лицами произведения. важнейшим свойство системы персонажей является иерархичность. Персонаж в большинстве случае находится в точке пересечения трех линий:
- Первая линия – соратники, друзья (отношения доброжелательные);
- Вторя линия – недоброжелатели, враги (отношения враждебные);
- Третья линия - посторонние люди (отношения нейтральные).
Эти три линии и находящиеся в них персонажи создают иерархическую структуру системы.