Барочный тип личности – это человек, который не чувствует себя свободным индивидом, способным путем творческого самосозидания возвыситься до Бога, по образу которого он и сотворен.
Смысл пьесы «Жизнь есть сон»
Барочное искусство Кальдерона наиболее ярко проявляется в драме «Жизнь есть сон», написанной в 1635 году. Это произведение – ключевое не только для творчества самого писателя, но и для всего искусства барокко. «Жизнь есть сон» - это многопроблемное произведение. Источники фабулы пьесы разнообразны:
Историческая фабула в пьесе сильно трансформирована. Место действия произведения – Польша. Это легко объяснить: Польша, как и Испания, является католическим государством. Кальдерон трансформирует выбранный сюжет, делает его эмблематичным. Пьеса «Жизнь есть сон» - это произведение об уделе человека на земле в этическом и религиозном смысле. Главной проблемой произведения является проблема свободы воли, которая актуальна и для протестантов. У протестантов удел предопределен, у католиков – нет. И эта коллизия отражена в пьесе: Басилио верит предсказаниям и запирает Сехизмундо в темницу.
Пьеса «Жизнь есть сон» - это история Сехизмундо, который не может прийти к точному пониманию, где жизнь, а где сон, и каким образом их можно разделить. Человек живет, не понимания до конца, происходящее вокруг – это реальность или иллюзия. Сехизмундо делает вывод – всегда нужно творить добро, неважно, бодрствуем или спим. Добро – это этическая категория. А творить добро означает быть достойным, нравственным. Здесь речь идет о понимании действительности человека и его пути как пути бед, которые требуют самоотречения и самоограничения. Человеку следует добровольно выбрать позицию ограничения своих земных желаний.
В произведении Кальдерона не так много персонажей, но действие пьесы двухфокусно. Здесь две линии интриги, а значит, нет единства действия: Росаура (и Астольфо) и Сехизмундо (и его жизнь-сон).
Сехизмундо любит Росауру, однако от нее отрекается, так как должен восстановить ее честь. Для Кальдерона важно, чтобы человек понимал границы своих возможностей и не поддавался обуревающему его чувству.
Оппозиция внешней и внутренней свободы
В центре пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон» - конфликты между человеком и природой, личностью и властью, свободой воли и роком. Причем конфликт рока и свободы воли является особенно значимым. Все герои пьесы так или иначе вынуждены бороться с судьбой.
И в первую очередь, это Басилио – король, чью волю выполняют остальные персонажи. Но воля Басилио бессильная перед судьбой. Король, пытаясь избежать предсказанного, напротив, поступает согласно воле рока – если бы он не запер сына в темнице, Сехизмундо бы не возненавидел все вокруг. Королю не удается избежать судьбы, так как он не пытается повлиять на ситуацию, изменить ее «изнутри», а вместо этого «регулирует» ее внешне, лишив внешней свободы своего сына.
Принц Сехизмундо становится жертвой воли отца и воли рока. Принц сетует на то, что его лишили свободы. Для него лишение свободы равно лишению воли – в сознании принца внешняя свобода совпадает со свободой внутренней. Дальнейшее развитее сюжета идет через оппозицию внешней и внутренней свободы. В первой хорнаде у польского принца нет ни внешней, ни внутренней свободы, так как он их не отделяет друг от друга, но уже во второй хорнаде он свободен внешне и за это благодарен судьбе. Однако Сехизмундо не понимает, что внешняя свобода без свободы внутренней – ничто. И в третьей хорнаде принц учится отделять вечные ценности от ценностей мимолетных, обретает внутреннюю свободу. В четвертой хорнаде Сехизмундо обретает и внешнюю свободу.
«Хорнада» - это древнее испанское слово, означающее «путь, пройденный человеком за день».
Принцу удается победить рок лишь потому, что он сумел изменить себя изнутри, а не пытался влиять на свою судьбу внешними действиями. Став наследником престола, Сехизмундо приобретает возможность своей волей оказывать влияние на других. Например, именно благодаря Сехизмундо состоится свадьба Астольфо и Росауры. Сехизмундо, изменив себя, изменил свою судьбу. Или изменил себя по воле судьбы?
С судьбой сражается и «двойник» Сехизмундо – Росаура. Возлюбленный девушки, герцог Астольфо, покидает ее против своей воли. Росаура говорит о том, что у нее был выбор – ехать за Астольфо или остаться. И она выбирает первое, пытаясь противостоять воле судьбы. Но Росаура не собирается давать свободу выбора Астольфо – если он по воле короля (по воле судьбы) или по своей воле откажется жениться на ней, она просто его убьет. Росаура по воле судьбы попадает к башне и по воле короля должна умереть. Однако по воле судьбы она встречает своего отца Клотальдо. Он хочет ей спасти жизнь. Росаура не умирает – снова по воле короля (или по воле судьбы?). здесь можно заметить, что воля человека (короля) и воля судьбы противоречат и друг другу, и сами себе. Росаура по воле судьбы знакомится с принцем. В дальнейшем по воле принца состоится ее свадьба с Астольфо.
Судьбу пытается победить и слуга Росауры, Кларин. Он прячется во время сражения и оказывается единственным убитым. Слуга не смог преодолеть рок, потому что, по мысли писателя, судьбу может преодолеть только тот, кто сумел преодолеть себя. История Кларина схожа с историей Басилио – они оба пытались повлиять на свою судьбу внешне. И оба являются примером того, что полагаясь лишь на свои силы, человеку не преодолеть рок.
Кальдерон также показывает, что воля рока не зависит от сословия.
Интересен и образ отца Росауры, старика Клотальдо. Для Сехизмундо воля Клотальдо – практически божественная воля, так как она обусловливает в жизни принца все. Сам старик в это время выполняет приказы Басилио, подчиняя ему свою волю. Вознамерившись спасти дочь, он, по воле рока, пытается противостоять воле короля.
О судьбе говорят Астольфо и Эстрелья. Астольфо считает, что беды происходят по воле судьбы. И примерно так же думает и Эстрелья.