Викторианская литература – это литературные произведения, написанные в Великобритании в викторианскую эпоху. Этот период в европейском контексте соответствует эпохе критического реализма. Ярким представителем викторианской литературы является Ч. Диккенс.
Образ дома в романе «Домби и сын»
Практически в каждом романе Ч. Диккенса присутствуют яркие и подробные описания различных домов. Они неизменно играют важную роль в произведениях и на сюжетном уровне, и на образно-символическом. Читателям запоминаются дом миссис Хэвишем из романа «Большие надежды», Холодный дом, в котором живут герои произведения с одноименным названием, дом семейства Домби, как и метаморфозы, которые происходят с образами по мере развития сюжета.
Образ семейного очага, дома в викторианскую эпоху приобрел особое значение, и это нашло отражение в литературе: стремительный рост городов, индустриализация, технический прогресс приводят к тому, что у человека проявляется особенно острая потребность в стабильности, индивидуальности, защищенности собственного жилья. Жилье, в частности, выступает в роли барьера между внешним и внутренними мирами.
В большинстве романов Диккенса дома противостоят окружающей реальности и являются полноценными семейными очагами (например, Холодный дом, корабельная лавка Соломона Джилса). Или же дома отражают враждебный и холодный внешний мир – такие дома Тамара С. Вагнер определяет как дисфункциональные дома.
Дисфункциональные дома - это дома, которые не выполняют своих первичных функций убежища и защиты.
Типичными примерами дисфункциональных домов являются дом мисс Хэвишем, дом семьи Домби. Такой дом в своих обитателях не вызывает чувство принадлежности и не накапливает память, которая способна служить средством утверждения семейной идентичности, соответственно, он не может стать основой для ее выстраивания. Важно при этом то, что в текстах Диккенса всегда присутствует образ идеального дома, а обитатели дисфункциональных домов выражают свою тоску по этому идеалу и утверждают тем самым свою принадлежность к нему.
В произведении «Домби и сын» дисфункциональный дом превращается в полноценный семейный очаг, который способен накапливать память обитателей и позволяет им тем самым утверждать себя как группу. Дом мистера Домби после развода и последующего разорения перестает выполнять свои функции на бытовом уровне и переходит на уровень мемориальный. Это отражает кризис идентичности владельца дома. Мистер Домби последовательно теряет роли отца, супруга, предпринимателя, до этого составлявшие основу его жизни. В ходе дальнейших трансформаций перерождение героя после сильного потрясения, традиционно для Диккенса, сопровождается перерождением и его жилища. Здесь апогея достигает взаимосвязь между героями произведений Ч. Диккенса и их домами, отмеченная Дж. Х. Миллером. Перерождение дает возможность восстановить утраченную функциональность дома, сделать его полноценным, а владельцу – обрести новую роль – деда, отца, восстановить свою идентичность.
Образ мистера Домби
Ч. Диккенс при создании произведений использует символы. Персонаж мистера Домби из романа «Домби и сын» является символом. Домби изображается писателем в неразрывной связи с окружающей обстановкой. От него – черствого, жестокого, равнодушного, веет холодом. Писатель постоянно обращает внимание читателя на то, что от Домби исходит холод: когда он появляется в комнате, там словно падает температура. Писатель обращает внимание на атмосферу холода, царствующую в его доме, и этим подчеркивает душевный холод и бессердечие своего персонажа. Его чопорный и надменный вид автор сравнивает с холодными каминными щипцами, холодной кочергой.
В образе Домби Диккенс обличает типичного представителя английской буржуазии. Это типичный представитель английского торгового мира – коммерсант викторианской эпохи, чопорный, гордый, высокомерный, с великим бессердечием и эгоизмом. Образ Домби – это тип, в котором отражается действительность. Этот образ обобщает класс буржуа.
Роль образа дома в раскрытии внутреннего мира героя
Писатель, рассказывая историю крушения семьи мистера Домби, его надежд, говорит о том, что деньги - это зло, которое отравляет сознание человека. Диккенс раскрывает характер Домби через предметный символ – дом. Образ дома в мировой литературе имеет несколько значений:
- Местообитание, жилище;
- Мечта;
- Центр мира;
- Пристанище уставшей души;
- Место отдыха, восстановления сил;
- Портрет души семьи;
- Место сбережения нравственных, духовных, культурных событий и т.д.
Символ дома выполняет определенные функции:
- Изображение места действия описываемых событий;
- Раскрытие внутреннего мира персонажа;
- Отражение сущности человека.
Описание дома мистера Домби напоминает дом с призраками или место заключения. Сам хозяин напоминает привидение, которое нельзя ни понять, ни окликнуть, или узника.
Мрачные и холодные комнаты в мрачном и величественном доме оттеняют портреты «равнодушного», «замороженного» мистера Домби. Вещи и предметы, окружающие его, тоже описаны в мрачном тоне. Например, книги писатель сравнивает с солдатами в холодных мундирах, книжный шкаф «не допускает фамильярности», пыльные урны говорят об упадке и разрушении.
Герой романа находится в состоянии разлада с миром и с самим собой до конца произведения. Только в финале он прозревает, освобождается от власти денег и социального положения. Только в конце романа душа Домби наконец отогревается и освобождается от льда. Но слишком поздно, Домби стар и одинок. Душевное состояние Домби отражается и на самом доме. Мрачный, величественный дом в конце выглядит обветшалым и заброшенным.
В данном контексте роль дома – отражение сущности человека, раскрытие внутреннего мира, отражение внешности. Дом мистера Домби носит отпечаток его личности, склонностей, вкусов. И его дом не является символом семейных традиций, любви, тепла. Дом мистера Домби – это символ тревоги, разлада с собой и с миром.