Мифопоэтика - это часть поэтики, в которой исследуют не отдельные мифологемы, усвоенные художником, а целостную мифопоэтическую модель мира и его мифосознание, реализованное в системе символов и других поэтических категорий.
Ритуально-мифологические исследования
Ритуально-мифологические исследования (мифопоэтика) основывается на открытиях мифологической школы, которая принадлежит к числу академических школ литературоведения. Истоками мифопоэтики считаются труды по фольклористике братьев Гримм, работы по изучению славянской мифологии М. Костомарова, исследования о первобытной культуре Э. Б. Тайлора, статьи о поэтических воззрениях славян на природу А. Афанасьева.
Мифопоэтика изучает:
Скрытые аналоги, которые связывают литературные образы, жанры, сюжетные ситуации, тропы с ритуалами, обрядами и архетипами.
Замечание 1Архетипы по К. Юнгу - национально культурные проявления «коллективного бессознательного»
Авторскую мифологию – созданное в художественном мире писателя представление о бытие. (например, Р. Якобсон изучал мифопоэтику А. Пушкина, В. Иванов – мифопоэтику Ф. Достоевского, А. Ханзен-Леве исследовал мифопоэтику символизма, В. Топоров – Петербурга).
Во второй половине 20 века происходит сближение мифопоэтики с семиотикой и структуральными исследованиями. Мифопоэтика приобретает новые приемы анализа и новое истолкование. Современный мир трактуется как дискурсивный набор стереотипных представлений и фразеологических высказываний о культуре и мире современного общества (это клише, знаковое поведение, реклама, слоганы, имиджи, язык масскультуры).
Мифологическая школа в литературоведении
Мифологическое литературоведение как особый метод сформировалось в 1830-е годы в Западной Европе. Однако еще с эпохи Средневековья существовала герменевтика – интерпретация священных изотерических текстов. Герменевтика имела мифологическое и филологическое понимание. Этот же метод применяется в еврейской герменевтике в связи с учением о кабале, где Библия воспринимается как зашифрованный текст, а кабала дает ключ к разгадке шифра. Примечательно, что буквы еврейского алфавита воспринимаются в качестве знаков тайного учения, где каждое слово может иметь дополнительные смысловые значения.
Славянская грамота предполагает скрытое изотерическое прочтение, что сохранилось в названии церковнославянских букв, а само произношение азбуки воспринималось как религиозное философское послание.
Философскую основу классической мифологической школы составляет эстетика братьев Шлеггелей, Шеллинга. Они утверждали, что мифология лежит в основе любой культуры и литературы. Идеи целенаправленно стали развиваться в период становления романтизма, когда вновь возник интерес к фольклорным жанрам, к легендарному прошлому.
В Европе теория мифологической школы была разработана фольклористами братьями Гримм в работе «Немецкая мифология». Братья Гримм при помощи сравнительного метода противопоставляли сказки для того, чтобы выявить общие сюжеты, модели, образы.
Мифологический метод в России получил распространение в середине 19 века. Классиками этого метода считаются Афанасьев, Буслаев, Пропп.
Буслаев как культуролог, лингвист, рассматривал миф с этимологической точки зрения и утверждал, что основу мифологических сюжетов составляют объективные явления и факты (например, во многих волшебных сказках отражаются природные явления).
Фундаментальным трудом русской мифологической школы является книга «Поэтические воззрения славян на природе» Афанасьева, в которой систематизируется славянская мифология. Он не стремится к упрощенному способу объяснения символов и образов мифологии, поэтому эта работа имеет важное историческое значение.
В начале 20 века мифологическая школа становится этнографической (например, в исследовании Максимова «Неведомая нечистая сила», «Русский народ» перечисляется система мифических персонажей).
В период становления модернизма мифологическая школа вновь появилась в рамках символистской эстетики. Символисты, опираясь на народную традицию, немифологию В. Соловьева, софиолгию стремились сформировать новое мифологическое сознание. Возник термин «немифологическая школа».
Крупным представителем современной немифологической школы является А. Ф. Лосев.
Мифологическая школа стремится систематизировать символы по форме выражения и по происхождению. По происхождению символы могут быть культурно-историческими и индивидуально-творческими.
Культурно-исторические символы делятся на:
- Заимствованные из готовых систем знаний, мифологем (например, Прометей, Марс из античной мифологии)
- Библейская символика (новозаветная, ветхозаветная, апокалиптическая)
- Изотерическая (алхимия, хиромантия, нумерология, астрология)
- Не оккультная (антропософия, теософия).
- Индивидуально-творческая символика – символика, сознательно созданная самим художником (символ Софии, миф о России).
По форме выражения символы бывают музыкальными, живописными, интеллектуальными.
В современном литературоведении мифологическая школа имеет следующие направления:
- Этимологическое, где акцент делается на смысловые пласты образов, слов;
- Мифопоэтическое (здесь миф рассматривается как художественный прием);
- Этнографическое (культурологическое);
- Классическая герменевтика (истолкование мифа как типа лексического сознания). Изотерик Рене Генон в работе «Символы священная наука» раскрывает изотерические традиции, оказавшие влияние на европейскую и восточную цивилизацию. Он исходит из того, что имеется единое тайное знание, сохраняемое секретными духовными обществами.
В современной филологии стремительно развивается способ мифореставрации, родоначальником которого является С. Телегин.
Мифореставрация сводится к обнаружению истоков, символов, которые прочитываются за внешним сюжетом.