Определение понятия «творчество». Виды творчества
Творчество представляет собой процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Творчество коренным образом отличается от изготовления. В процессе творчества создается уникальный материал. Автор вкладывает в материал некие аспекты своей личности, поэтому продукты, полученные в результате творческого процесса, являются более ценными, чем продукты, полученные в результате производства. В творчестве немаловажную роль играет и сам процесс творчества, а не только результат.
Благодаря творчеству человек может свободно реализовываться во внешнем мире. Для этого необходимо воображение. Оно помогает построить в сознании автора образ продуктов труда.
Существует отдельная наука, которая занимается изучением творчества, она носит название эвристика.
Существует огромное количество видов творчества:
- изобретательское
- научное
- социальное
- философское
- культурное
- педагогическое
- художественное
- мифологическое
- религиозное
- музыкальное
- повседневно-бытовое
- игровое и другие
Виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Творческий процесс. Творчество и личность
Согласно французскому философу Анри Пуанкаре творческий процесс состоит из четырех обязательных стадий. В первой стадии перед автором ставится задача, в течении некоторого времени предпринимаются попытки по решению этой задачи. Затем человек отстраняется от нерешенной задачи, он не думает о ней. В это время происходит бессознательная работа человеческого сознания над решением этой проблемы. Третья стадия заключается в следующем: внезапно, когда человек вовсе не думает о задаче и ее решении, сознание человека предлагает ему ключ к решению той самой проблемы. Затем, когда решение проблемы человеку уже известно, происходит проверка этого решения.
В сознании человека существуют факторы, которые мешают человеку в творческом процессе. Американский исследователь в области теории личности Гарднер Линдсей выделил следующие препятствующие факторы:
- желание быть похожим на других
- цензура
- ригидность (мышление моделями, приобретенными чаще всего еще в годы школьного обучения)
- стремление к быстрому решению
Творчество так же рассматривается с позиции взаимодействия личности и действительности. Когда личность в своих действиях начинает выходить за границы ситуативных требований, в этом случае можно говорить о творческих действиях. Творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.
Творчество в литературоведении
Проблемы творчества волновали людей ещё в далёкой античности. Сократ причислял творчество к бессознательному и интуитивному процессу. Платон ставил поэзию выше простого соблюдения правил, он приравнивал поэтическое творчество к одержимости, безумию, сравнивал поэтов с пророками и считал, что поэты творят не только в силу интуиции, но также и по божественному вдохновению.
Аристотель видел природу творчества в осознанном подражании. Поэтов он делил на «лучших» и «худших»: одни подражают хорошим людям и делам, другие — плохим людям. Аристотель считал, что цель поэзии – это подражание.
В XVIII веке французский писатель Д. Дидро считал, что именно природа является первостепенной моделью искусства. Однако природа все же находится выше искусства человека. Д. Дидро считал, что литература, должна быть школой добродетели, она должна «клеймить порок и устрашать тиранов».
Немецкий философ И. Кант говорил, что поэзия расширяет душу тем, она дает свободу человеческому воображению. Искусство необходимо воспринимать как природу, но с другой стороны не забывать, что это все-таки искусство. Искусство слова связано с прагматической антропологией, которая занимается тем, что исследует возможные воздействия на человека.
Немецкий поэт, теоретик искусства и литературный критик Г.Э. Лессинг утверждал, что литература в наибольшей степени приближена к жизни. По его мнению, литература способна передать динамику жизни, охватить жизнь во всем ее богатстве.
Немецкий писатель и теолог, историк культуры И.Г. Гердер считал, что поэзия как искусство возникла естественным путем. Возникновение поэзии он сравнивает с возникновением языка. Поэзия, как и речь есть творение человеческого разума.
Немецкий философ Г.В. Гегель критиковал идею о том, что творчество является результатом бессознательного. В своих работах философ говорил о возвышающемся над отдельными людьми «объективном духе». По Гегелю «Формы искусства» в зависимости от отношения между идеей и ее формообразованием разделяются на:
- идея еще не нашла формы внутри себя (символическая форма искусства);
- художественная форма представляет собой свободную адекватную реализацию идеи в образе (классическая форма искусства);
- мир души торжествует победу над внешним миром (романтическая форма искусства)
В начале XIX века итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо выдвигает идею о том, что способность к творчеству есть кризисное состояние индивида.
Эту идею продолжил завивать австрийский психолог и психиатр З. Фрейд. Он исследовал роль искусства в психике художника. Фрейд сравнивает поэтическое произведение со «сном наяву». Творец погружается в мир своих фантазий, в поиске «заменяющего удовлетворения».
Творчество в русском литературоведение
Проблемами творчества в русском литературоведение занимались такие ученые как П. Д. Боборыкин, Я.П. Полонский, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.Г. Горнфельд, А.Н. Веселовский, В.Е. Чешихин-Ветринский и многие другие литературоведы.
В русском литературоведении большую роль играют работы самих писателей. А.А. Потебня считал, что в искусстве образ соотносится с содержанием, так же как слово относится к чувственному образу или понятию. Под «содержанием» ученый понимал мысли, вызываемые образами романа в сознании читателя. Между искусством и природой стоит мысль человека; учитывая этот факт искусство может быть творчеством.
Отечественные психологи Л.С. Выготский и Б.Г. Ананьев считали психологию интерпретатором всех наук о человеке. Выготский изучал проблемы художественной и литературной критики, литературоведения, эстетики и психологии искусства. По Выготскому, чувства и фантазии являются одним и тем же, так как нет разницы между чувством в реальной жизни и чувством в искусстве.