Литературный герой – это выразитель сюжетного действия произведения
Понятие героя и персонажа литературного произведения
Слово «герой» в переводе с греческого означает «полубог», «обожествленный человек». Героями у древних греков считались или полукровки, у которых один из родителей был богом, а второй – человеком, или выдающиеся мужи, прославившиеся своими деяниями, например, путешествиями или военными подвигами. Но в любом случае, звание героя обеспечивало человека огромным количеством преимуществ. Такому человеку поклонялись, в честь него слагались песни и стихи. Постепенно понятие «герой» перешло в литературу, где и укоренилось. В настоящее время героем может считаться как «благородный муж», так и «негодный», если его действия осуществляются в рамках литературно-художественного произведения.
Литературный герой является сложной и многоплановой персоной.
Он имеет два облика – внутренний и внешний. Внешний облик героя составляют:
- Портрет – фигура, лицо, телосложение и т.д.;
- Одежда. Она может отражать черты характера героя;
- Речь;
- Возраст;
- Профессия;
- История жизни.
Внутренний облик героя состоит из:
- Этических убеждений и мировоззрения
- Привязанностей и мыслей
- Веры или ее отсутствия
- Поступкоы и высказываний.
Литературный герой – это выразитель сюжетного действия, вскрывающегося содержанием произведения.
С термином «герой» соседствует термин «персонаж». Часто данные понятия рассматриваются как синонимы. В Древнем Риме персоной называлась маска, которую надевал актер перед выступлением. Маска выражала характер героя и могла быть трагической или комической. Персонаж и герой не являются одним и тем же.
Персонажем называется любое действующее лицо произведения.
Слово «персонаж» не несет каких-либо дополнительных значений.
Литературный герой как персонаж
В литературном произведении любой герой является персонажем, но не всякий персонаж может быть признан героем.
Обычно термином «герой» обозначают главное действующее лицо, носителя главного события литературного произведения, а также значимой для писателя точки зрения на изображаемую действительность, на других персонажей и на самого себя, то сеть, «другого», чьи поступки и сознание выражают для автора сущность изображаемого им мира.
Произведение, особенно драматическое и эпическое, содержит иерархию изображенных в нем лиц. Так называемы «лица второго плана» воспринимаются в качестве «служебных», они необходимы не сами по себе, а для понимания и освещения «лиц первого плана». Например, такой является функция Фенечки в романе «Отцы и дети». Так называемый «наивный реализм» связан именно с лицами первого плана. Также с ними связаны и проистекающие из такого восприятия искусства споры о героях произведения, суд над ними. Так же с ними сопряжено и читательское ощущение особой самостоятельности и полноправности героя, которую автор вынужден учитывать.
Герой отличается от других персонажей в первую очередь значимостью для развития сюжета. Без участия героя основные сюжетные события не могут состояться. Например, в волшебной сказке достижение цели, находящейся в другом мире, и возвращение обратно, в свой мир, под силу только главному действующему лицу. В эпопее так же невозможна победа в войне или решение чьей-либо судьбы без участия героя. Все ведущие персонажи – герои «Войны и мира» принимают непосредственное участие или в Бородинской битве, или в последовавшем за ней оставлении Москвы. Однако от остальных персонажей героя отличает не только это. Мировые события одновременно являются и важнейшие событиями их внутренней жизни.
Другим персонажам герой противостоит и как субъект доминирующих в речевой структуре произведения высказываний. Этот критерий особенно важен в произведениях исповедальной, эпистолярной, дневниковой формы, где герои являются авторами писем, дневников и т.д. Сходная ситуация с героям-резонерами в эпике, где у них не бывает других сюжетных функций.
В лирике 19-20 века помимо традиционного носителя лирического события и субъекта речи, который считается литературным героем, но не персонажем, выделяется «герой ролевой лирики» - персонаж, субъект речи, высказывание которого для автора является не столько средством, сколько предметом изображения.
Таким образом, необходимо брать во внимание различия ролей лиц, изображенных в сюжете. В волшебной сказке можно выделить «частные» функции персонажей – вредителей, дарителей, помощников; и общую функцию одного героя, который должен попасть туда, куда обычный человек попасть не может и вернуться оттуда, выполнив невероятно сложную миссию.
Такая сюжетная функция героя возникает из двоемирия и необходима для восстановления и сохранения нарушенного миропорядка. Это изначальное значение «героя» не утрачивается в ходе истории.
Также среди действующих лиц произведения наряду со способностью преодолевать препятствия, непреодолимые другими, выделяют инициативу. В архаике, куда относятся героический эпос и волшебная сказка, инициатива совпадает с осуществлением всеобщей необходимости – именно в этом заключается вся основа героики.
В литературе вопрос о выборе играет ключевую смыслоразличительную и формообразующую роль. В сказке выбор отсутствует, а в эпопее он уже предопределен. Например, Ахилл в качестве героя отказаться от славы не может, невзирая на неизбежность гибели. Такая несвобода имеет и положительную сторону, так как слава и вознаграждение непременно соответствуют заслугам.
Инициатива литературного героя совсем не обязательно должна являться активно-боевой. Она может иметь и пассивно-страдательный характер (как у героев греческого романа или житий) либо на равных правах сочетать и то, и другое (например, «Стойкий принц» Кальдерона). Помимо этого, инициатива может иметь главным образом идеологически-языковой, а не действенно-практический характер. Например, жизненная задача Печорина состоит в философском поиске и духовном эксперименте, и это в его поступках находит только неадекватное и непрямое отражение, определяя характер повествования в его «Журнале». А в романе Достоевского «Преступление и наказание» убийство рассматривается в качестве попытки «сказать новое слово», таким образом активность героя из области сюжета переключается во внесюжетный диалог.