Моралите – это нравоучительное драматическое представление в Средние века и эпоху Возрождения.
Особенности творчества У. Шекспира
При жизни Шекспира публиковались лишь отдельные его драмы, причем без согласия писателя. Первое собрание сочинений было издано в 1623 году, уже после смерти Шекспира. Сам автора публиковал лишь те произведения, которые не принадлежали к драматической поэзии: две лирико-эпические поэмы («Жалоба влюбленного», «Влюбленный Пилигрим», рассказы в стихах и 154 сонета).
Напечатанное в 1609 году без согласия авторов собрание сонетов содержит верное отражение настроений души писателя, а тончайший анализ чувств, гениальный колорит картин обеспечивают им значимое место в английской поэзии.
Язык Шекспира необыкновенно силен, его мысли выражаются кратко и лаконично, а их богатство неистощимо. Именно поэтому чтение его драм так увлекательно, а его произведения вызывают множество суждений о том, что именно хотел выразить ими автора. Свидетельством тому служат бесчисленное множество анализов характера Гамлета.
Драматург одинаково талантлив и в трагизме, и в комизме. В творчестве Шекспира соединены оба эти элемента. Многие драмы писателя имеют трагическую завязку и счастливый конец.
Удивительна способность Шекспира изображать характеры людей так, что каждый изображенный характер – живой человек. Где бы ни было заимствовано содержание драм Шекспира – будь то исторические хроники или итальянские новеллы – он с удивительным мастерством представляет живых людей, а действе у него развивается естественно, из понятий, качеств, страстей персонажей. В творчестве Шекспира с поразительной истиной изображается жизнь человеческого сердца. Дивное богатство фантазии придает блеск его языку, который в некоторых местах гиперболичен и темен. В творчестве Шекспира много волшебного, удивительного и фантастического. Рассмотрим это на примере двух произведений: комедии «Сон в летнюю ночь» и сказки «Буря».
У. Шекспир "Сон в летнюю ночь"
По мнению исследователей, комедия «Сон в летнюю ночь» написана между 1594-1596 годами. Считается, что Шекспир ее написал или для праздника в честь бракосочетания важной особы, или для увеселения Елизаветы I по случаю празднования дня святого Иоанна Крестителя. Во время этого праздника проходили народные гуляния в рамках дохристианских языческих обрядов.
«Сон в летнюю ночь», в отличие от многих произведений Шекспира, имеет самостоятельный сюжет, который складывается из нескольких любовных историй:
- Подготовке счастливых влюбленных Тезея и Ипполиты к бракосочетанию;
- Восстановления отношений Оберона и Титании, царя и царицы фей;
- Борьбы за свою любовь Елены и Деметрия и Лизандра и Гермии;
- Выдуманной любви Фисбы и Пирама.
Художественные образы комедии заимствованы:
- Тезей и Ипполита – античные герои;
- Пирам и Фисба – персонажи из «Метаморфоз» Овидия;
- Оберон и Титания, а также Пэк и другие эльфы заимствованы из английского фольклора.
Подруги Елена и Гермия и их возлюбленные – Деметрий и Лизандр литературных аналогов не имеют.
Внешний сюжет пьесы строится на истории подготовки к свадьбе Тезея и Ипполиты. Пьеса открывается приказом герцога устроить праздник для афинской молодежи и завершается пьесой афинских горожан. Внутренний конфликт пьесы формируется на любовном треугольнике Лизандра, Гермии и Деметрия. Движущая сила комедии – реальные причины, например, желание Эгея выдать свою дочь за Деметрия, и ирреальные – волшебный сок цветка «Любовь в праздности».
Ирреальные причины героями воспринимаются как неизбежное влияние природы, способное как разрушить настоящие чувства (любовь Лизандра к Гермии), так и восстановить их (любовь Деметрия к Елене).
Царь и царица фей в пьесе выступают в образе добрых духов, которые заботятся о благополучии людей.
Комическое начало произведения сосредоточено в образах ремесленников, простых и недалеких людей, но при этом любящих и всеми способами борющихся за своего правителя.
Они очень хотят порадовать своего герцога хорошей игрой, но одновременно боятся его гнева, если вдруг дамы испугаются самоубийства Пирама или грозного Льва.
Зрители, наблюдая за этим нелепейшим представлением, развлекаются собственными ремарками о том, что происходит на сцене. По мнению Герцога, главное в народной любви – не красивые слова, а простые действия.
"Буря"
Последние пьесы Уильяма Шекспира относятся к жанру трагикомедии. Эти произведения, лишенные настоящего трагизма, все же в основном преследовали цель развлечь зрителя, волнуя его т доставляя острые впечатления. Несмотря на это, Шекспир в них вносит совершенно особенный тон, переключает их в сказочный мир.
В «Зимней сказке», «Цимбелине», «Буре» Шекспир не изображает типичной борьбы страстей и жизненных положений. Здесь автор уносит своего зрителя в воображаемый мир, в неизведанные страны и легендарную старину, и на таком поэтическом фоне в упрощенной и понятной форме столкновения человеческих чувств, всегда заканчивающихся благополучно – добрые свойства души всегда побеждают злые инстинкты.
В этих произведениях царствует мечта, всепрощение и кротость. На первый план всегда выходят представители молодого поколения – чистые, добрые существа, которые охвачены взаимной любовью и не способны к жестокости и злу. Они призваны основать новое общество, которое будет более счастливым и моральным, нежели мир жестокости и хищничества, в котором обречены жить их родители.
Именно такой мечтательно, полной доверия, является пьеса-сказка «Буря». Фабула этого произведения послужила автору предлогом для синтетического изображения человечества, которое показано в его основных типах – от первобытной дикости, воплощенного в лице Калибана, до благородной мудрости, воплощенной в образе Просперо. Однако здесь образы и людей, и духов обрисованы в некоторой степени схематично, в близкой к старинным моралите манере. Именно поэтому в пьесе так много черт, которые напоминают абстрактно-декоративные маски. Здесь больше тихого раздумья, нежели пристального вникания. Главной мыслью пьесы является то, что на жизнь нужно смотреть философски, с великим терпением глубокой терпимостью и верить, что все закончится хорошо.