Сатира – это проявление комического в искусстве, она представляет собой поэтическое уничижительное обличение явлений с помощью разных комически средств.
История создания романа Джонатана Свифта «Приключения Гулливера»
Джонатан Свифт, автор книги «Странствования…Гулливера», жемчужины английской литературы, богослов и священник, родился в Дублине в 1667 году в семье английского священника. В те времена английская монархия лишила воли и прав народы, вошедшие в английское государство – шотландцев и ирландцев. Свифт, не имея возможности напрямую разоблачать английскую монархию, писал сатирические произведения и памфлеты, в которых в сказочной форме рассказывал о причинах политических событий, их следствиях, о недостатках английской жизни.
«Странствования … Гулливера» - это рассказ Джонатана Свифта о разных формах государственного устройства.
Автор с помощью героя своего произведения Лемюэля Гулливера, оказывающегося в этих странах, старается понять, есть ли в мире такое государственное устройство, в котором простому человеку жилось бы хорошо. Гулливер побывал в следующих странах:
- Лилипутия – страна маленьких людей;
- Государство Бробдингнет – страна великанов;
- Лалути – летающий остров ученых;
- Стране гуингмов, разумных коней.
Лилипутия
Первое путешествие Гулливера привело героя в сказочную страну, которую населяли маленькие люди – лилипуты, ростом не выше шести дюймов. Сама Лилипутия – это Англия, уменьшенное отражение парламентской монархии.
Форма государственного устройства Лилипутии – монархия. Правителем страны является император. В описании императора Лилипутии угадывается портрет английского короля Георга – мужественные черты лица, орлиный нос и австрийская губа. Столица империи, Мидлендо, напоминает Лондон. Описание императорского дворца очень напоминает лондонский королевский дворец.
Вся жизнь населяющих Лилипутию жителей мелочна, однако сами они этого не замечают. И только Гулливер с высоты своего роста это видит. Он понимает бестолковость, бессмысленность их суеты, глупость их политиков. Император правит Лилипутией только лишь по той причине, что он «на ноготь» выше остальных. А политические партии – семексены и тремексены – различаются не своими взглядами, а одеждой и высокими или низкими подборами. Низкие подборы являются одеждой «низкой церкви», вигов, поборников законов, ограничивающих власть императора. А в моде – высокие подборы, характерны для приверженцев императора и самодержавной власти. Для того, чтобы удержать равновесие в обществе принцу следует ходить на разных подборах. И именно поэтому его величество прихрамывает.
Свифт через рассказ Гулливера высмеивает процедуру награждения английскими государственными наградами. Ордена Гулливеру кажутся лишь тонкими шелковыми нитями.
На станицах романа Свифта нашла отображение и религиозная жизнь Англии. Споры религиозных конфессий – англичан и пуритан, в произведении показаны в борьбе «тупоконечников» и «остроконечников», спорящих о том, с какого конца следует разбивать яйцо. «Тупоконечники» нашли убежище в соседней стране Блефуске – Свифт так называет Францию. Победа Англии на море описывается Свифтом в истории похищения флота Ипиефуска.
Срисовал автор и королевскую сыскную службу, руководителем которой был министр Р. Уол-Поль. В романе это рассказ об обыске Лемюэля Гулливера и составлении протокола этого обыска, где перечислены все найденные у Гулливера вещи.
Странствования персонажа закончились его возвращением в Англию. Гулливер, как и Свифт, не сумел найти идеальный мир и пришел к выводу, что все должны жить в том мире, в котором родились, несмотря на то, что он не является наилучшим. Во избежание преследований автор заметил, что описание не касается британской нации, которая своей честностью, мудростью и справедливостью может быть примером для целого мира. Однако современники Свифта хорошо поняли намеки писателя.
Для чего Гулливеру высокий рост?
Зачем же автор сделал своего героя великаном? Скорее всего, для того, чтобы он мог оказаться над гущей жизни, чтобы он мог видеть больше, и соответственно, больше понимать. Высокий рост помогает Гулливеру разглядеть все устройство жизни в стране лилипутов.
Если человек взойдет на высокую гору, все, что находится внизу, будет казаться игрушечно маленьким. Так и главный герой романа Свифта видит Лилипутию-Англию с высоты своего роста. Он замечает мелочность жизни, бестолковую суету политиков Лилипутии. А длинное имя императора лилипутов - Голбасто Момарем Евлам Гурдило Шефин Мели Ели Гью вызывает у Гулливера только улыбку. Политические партии Лилипутии, напоминающие английских тори и вигов, очень похожи друг на друга, а главное отличие между ними состоит только в высоте подборов. Принцы, наследники престола, чтобы не ссориться ни с какой партией, носят сапоги с разными подборами, что становится причиной их хромоты. Война между остроконечниками и тупоконечниками – бессмысленный спор о том, с какой стороны правильнее разбивать яйцо – с острого конца или тупого.
Гулливер видит бессмысленность войны Лилипутии с соседней страной Блефуска. Главный герой произведения просто забирает у Блефуска все военные корабли и приводит их в Лилипутию. Такая большая военная победа, по мнению лилипутов, непременно должна быть отмечена, а герой награжден. Помощь Гулливера лилипуты считают неоценимой. Однако при первой же возможности они называют Гулливера предателем и тот вынужден убежать в Блефуск.
До многих выводов Джонатан Свифт заставляет читателя доходить самостоятельною К темам для размышлений относятся вопросы:
- О роли государства в общественной жизни
- О форме государственного устройства
- О законах и обычаях
- О человеческих взаимоотношения и т.д.
Главный вывод, который можно сделать, и к которому подталкивает писатель, очень прост. Свифт стремится передать, что для того, чтобы можно было понять жизнь, совсем не обязательно странствовать. Гораздо важнее вообразить себя таким Гулливером и подняться над сегодняшним днем, над мелочностью быта. И тогда все станет понятным, как было понятно Гулливеру.