Р. Матесон – американский писатель, сценарист, работающий в жанрах научной фантастики и фэнтази.
Биографическая справка
Матесон родился в 1926 году в семье иммигрантов из Норвегии. Детство провел в Бруклине. Свой первый рассказ написал в 8 лет. Произведение было опубликовано в местной газете.
Окончил Бруклинскую техническую школу. В 1943 году поступил на военную службу, участвовал во Второй мировой войне. Воспоминания о военных событиях были положены в основу автобиографического романа «Безбородые воины» (1960).
После окончания войны изучал журналистику в Миссурийском университете.
Особенности творчества
Произведения Р. Матесона выступают ярким образцом авантюрно-философской фантастики прошлого столетия, в которой свойства художественного времени и пространства не соответствуют привычным представлениям о границах возможного; безусловная реальность мира, в котором живут персонажи, органично сочетается с философско-экспериментальным характером сюжета.
Сами произведения изобилуют образами и мотивами, которые обеспечивают создание двоемирия с его хронотопами тюрьмы, замков, мотивы болезненного безумия героев и зеркал. Подобные особенности творчества отражают влияние на становление индивидуально-авторского стиля готической традиции.
Одним из первых произведений Матесона стал рассказ «Рожденный людьми» (1950). Рассказ был посвящен ребенку-мутанту, обладающему неестественной лексикой. В 1954 году под этим названием вышел сборник рассказов писателя.
После переезда в Калифорнию в 1951 году Матесон обратился к написанию историй, наполненных леденящим ужасом:
- Война ведьмы;
- Выпей моей крови;
- Дом резни
На данном этапе экспериментирует он и с детективным жанром:
- Кто-то истекает кровью
- Ярость в воскресенье
Его произведения могут иметь ярко выраженный сатирический характер (The Doll that Does Everything), отличаться глубоким психологизмом («Немой») или непредсказуемыми концовками («Кнопка, кнопка»).
«Я – легенда»
В 1954 году вышел один из наиболее известных романов Матесона – «Я – легенда».
Идея написания романа о вампирах появилась в писателя во время просмотра фильма «Дракула». Тогда автор задумался:
«Если один вампир — это страшно, каково будет увидеть целый мир вампиров?»
В центре сюжетной линии – повествование о Роберте Нэвилле, единственном человеке на Земле, который не заразился болезнью, симптомы которой схожи с вампиризмом. Главный герой живет в Лос-Анжелесе, в бронированном доме, проводя свое время в научных исследованиях, направленных на изучение причин, которые привели к пандемии и уничтожили человечество. Сам Нэвилл обладает иммунитетом к заболеванию, что он связывает с тем фактом, что его укусила зараженная летучая мышь.
Ежедневно он готовится к атаке вампиров. Днем он ремонтирует дом, занимается умерщвлением спящих вампиров и избавляется от их тел. Ночами к его дверям подходят зараженные и пытаются выманить из дома. В одном из зараженных Роберт узнает своего друга – Б. Кортмана. Устав от одиночества, постоянной депрессии, главный герой твердо решает найти лекарство от болезни, поразившей человечество. В процессе проведенных исследований ему удалось выявить, что причиной пандемии является микроб, который поражает и живых, и мертвых.
Однажды на улице он встречает женщину Рут, которая показалась ему незараженной. Однако герой замечает, что она не выносит запаха чеснока, и предлагает ей сдать кровь на анализ. Женщина оказалась инфицированной, однако ей, как и небольшой группе других удалось приспособиться к заболеванию: они могут некоторое время проводить на солнечном свете, стараются восстановить социальный порядок.
Сам автор охарактеризовал роман как один из наиболее удачных в собственной писательской карьере.
«Где-то во времени»
Произведение относится к жанру авантюрно-исторического, фантастического романа. Основная сюжетная линия – путешествие во времени, главный герой Ричард Кольер преодолевает границу между двумя временными эпохами, переместившись из 1971 года в 1896.
Важное место в двухмерном мире занимает отель «Дель Коронадо», образ которого выступает, по сути, авторской интерпретацией образа средневекового феодального замка, выступающего пограничной зоной между мирами и историческими эпохами, между миром живых и потусторонним миром, миром мертвых. Замок становится символом прямой взаимосвязи, преемственности многочисленных поколений его владельцев: старинные портреты напоминают живущим сегодня о прошлом, сам замок-отель населен образами привидений.
Хотелось бы отметить, что Дель Корнадо – это реально существующая гостиница, краткие исторические сведения о которой приводятся в «информационном листке» произведения. Отель был построен в 1887 году, а в 1977 получил статус Национального исторического памятника. На протяжении истории существования отеля в нем в разные годы останавливались звезды американского кино. Кроме того, отель неоднократно становился местом для съемок многочисленных фильмов, в том числе, и «В джазе только девушки».
Связана с отелем и мистическая история: в 1892 году здесь была убита одна из постоялиц, приведение которой, по преданию, по сегодняшний день бродит по комнатам строения. Таким образом, в процессе создания своего произведения автор обращается к мистической истории реально существующего отеля, используя его в качестве символа двуплановости художественного пространства, в котором происходят мистические события. Мир в отеле делится на реальный и ирреальный, опасный и безопасный, мир искусства и мир жизни. Сам отель становится символом раздвоенности не только мира, но и самого героя, который оказывается «заключен» в отеле.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что творчество Матесон представляет собой смелые писательские эксперименты, что не позволяет однозначно отнести произведения к тому или иному жанру, которые оказали влияние на дальнейшее развитие всей мировой литературы и культуры XX века в целом.