Начало творческой деятельности Германа Мелвилла
Американский писатель и моряк Герман Мелвилл, известный по классическому роману «Моби Дик», родился в августе 1819 года в Нью-Йорке. Когда будущему писателю было 12 лет, отец Германа, коммерсант, умер, оставив за собой большие долги. Из-за этого Мелвиллу пришлось отказаться от получения университетского образования.
В восемнадцать лет Мелвилл устроился на пакетбот юнгой, затем на протяжении некоторого времени работал учителем. В 1841 году Герман Мелвилл устроился на китобойной судно «Акушнет», на котором отправился в Южные моря. Однако спустя полтора года между боцманом судна и Мелвиллом возник конфликт, и Герман бежал с корабля около Маркизских островов, где попал в плен к туземцам. Позже экипаж американского военного судна освободил Мелвилла. После трехлетнего путешествия Мелвилл вернулся на родину и занялся литературной деятельностью.
Романы, основанные на личном опыте – «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь», «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» - сразу принесли писатели популярность и славу. Для этих произведений характерны уход в экзотику, полный отказ от действительности, привычной читателю. Писатель погружает своего персонажа в первобытный мир, уводит к дикарям Южных морей, незнакомым с цивилизацией и неиспорченным ею. Однако за этими увлекательными сюжетами стоит проблема, которая волновала многих, не только Германа Мелвилла – возможно ли возвращение к природе и полный отказ от цивилизации?
Следующее произведение «Марди и путешествие туда», являющееся аллегорическим романом о плавании как о философских поисках Абсолюта, сначала особого успеха у читателей не имело, несмотря на то, что было замечен критиками. Филарет Шаль, известный критик, например, писал: «Марди, и путешествие туда» — самая странная книга, которая когда-либо появлялась на Земном шаре. Это странное творение начинается как сказка, переходит к волшебству, вдается в аллегорию, достигает сатиры через элегию, драму и шуточный роман". Многие критики считают, что это произведение является насыщенным и всеохватывающим прологом к «Моби Дику».
При работе над следующими произведениями писатель по-прежнему отталкивается от личного опыта. В них Мелвилл пытается анализировать социальные отношения и окружающую действительность. В 1849 году выходит роман «Редберн: его первое странствие», а в 1850 – «Белый бушлат, или Мир военного корабля». В первом произведении Мелвилл рассказывает о буднях матросов грузо-пассажирского корабля и не оставляет ничего от того, что принято называть морской романтикой. Также в этом романе идет речь о нравах, быте, жизни и истории крупных портовых городов, таких как Ливерпуль и Нью-Йорк.
В произведении «Белый бушлат, или Мир военного корабля» писатель изображает жестокость и зло, происходящие на военном корабле, а в основе этого повествования лежат впечатления самого писателя о его службе на фрегате «Соединенные Штаты».
«Моби Дик»
Но затем Мелвилл отходит от реалистических морских романов и пишет свое главное произведение «Моби Дик, или Белый кит». В своем произведении «Моби Дик» писатель говорит об иррационализме социальных отношений. Мелвилл отражает фантастически мрачную действительность, в которой властвует загадочный белый кит по имени Моби Дик, которого никогда никто не видел, а о его существовании известно по результатам его действий. Моби Дик, согласно слухам, вездесущ и властен над всем.
По мнению некоторых исследователей Моби Дик является символом бога или дьявола.
Повествование в романе идет от имени американского моряка. Измаил ушел в рейс на китобойном корабле «Пекод». Капитан судна одержим идеей мести Моби Дику – белому киту, убийце китобоев. Капитан обещает награду тому, кто первым заметит кита. На судне начинают происходить зловещие события. В конце концов судно настигает Моби Дика, и три дня преследует его, пытаясь загарпунить. Однако каждый раз происходят несчастья. В результате Моби Дик уничтожает лодки и экипаж, в живых остается только Измаил. От мощного удара белого кита тонет и корабль вместе с людьми, оставшимися на нем.
Произведение Мелвилла не было оценено его современникам. А после того, как на вышедший в 1852 году роман «Пьер, или Двусмысленности», в котором речь идет о молодом аристократе, оказавшимся заложником понятий о благородстве и чести, был подвержен шквалу критики, Герман Мелвилл стал публиковать свои произведения анонимно и печатать рассказы в журналах.
Большая часть этих рассказов вошла в сборник «Рассказы на веранде», опубликованный в 1856 году. В 1855 году был издан исторический роман Мелвилла «Израэль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания». Это произведение посвящено забытому герою американской революции.
Позднее творчество Германа Мелвилла
В 1857 году вышел роман «Искуситель: его маскарад», ставший последним романом Мелвилла. Это произведение является язвительной сатирой на доверчивость человека. Действие романа происходит на корабле «Фидель».
Фидель дословно переводится как «несущий веру».
Корабль плывет по Миссисипи. На борту «Фиделя» Сатана развлекает себя обманом пассажиров и мошенничеством, появляясь перед ними под масками энтузиастов и альтруистов. Ряд исследователей и критиков считают, что это произведение подсказало Михаилу Булгакову идею написания «Мастера и Маргариты».
В 1860-м году Герман Мелвилл отправился в кругосветное путешествие, а с 1866 по 1885 год писатель служил на таможне.
В этот период Мелвилл обратился к поэзии:
- в 1865 году вышел поэтический сборник «Батальные сцены и разные стороны войны»
- в 1888 году – сборник «Джон Марр и другие моряки»
- в 1891 году – сборник «Тимолеон».
В 1876 году была опубликована поэма Мелвилла «Кларель», в которой он писал о паломничестве на Святую Землю.
Это произведение является самой длинной поэмой в американской литературе – она состоит из 18 тысяч строк.
Последним произведением Мелвилла стала повесть «Билли Бад, фор-марсовый матрос», написанное в 1891 году. Произведение было опубликовано лишь в 1924 году. «Билли Бад» - это повесть о несвободе человека перед законами социума и природы. Произведение вновь вызвало интерес к писателю, в 1951 году Бенджамин Бриттен по мотивам повести создал одну из самых лучших своих опер.
В 1920-е годы творчество Мелвилла было переосмыслено, писателя признали классиком мировой литературы.