Дж. Керуак – писатель, ключевая фигура «поколения бит» – молодежного движения, которое сформировалось и утвердилось в США в середине прошлого столетия.
Появление данного поколения во многом было обусловлено историческими событиями: Вторая мировая война, рухнувшая система ценностей, становление «общества потребления», погоня за материальными ценностями – все это порождает особое мировосприятие, сформированное духовным кризисом. Вопросы духовности и веры остро интересовали представителей нового поколения бит, которые активно выступали против американского конформизма, стремились к установлению нового общества, основанного на социальной справедливости. В основании названия – бит, ударный ритм, который сохранился в молодых людях, рожденных в разгар Великой депрессии.
Из-под пера Керуака как выдающегося представителя нового поколения вышли такие произведения как:
- «Городок и город»;
- «Подземные»;
- «Бродяги Дхармы»;
- «На дороге».
Важно добавить, что именно роман «На дороге» принес Керуаку известность, стал сенсацией для своего времени.
Герой произведений писателя – одинокий бродяга, который стремится уйти от общества, старается по-новому взглянуть на мир, людей, его населяющих. Большинство героев – такие же битники, как и сам автор. Они проводят ночи в джаз-клубах и барах, напиваются, спорят.
Спонтанная проза
Все произведения писатели создаются при помощи так называемой «спонтанной прозы». Сущность указанного метода заключается в изложении мыслей автора без правок, устраняя любое грамматическое, синтаксическое, словесное давление. Литературный процесс не сводится к выбору слов и конструкций, но представляет собой следование свободным ассоциациям, импровизацию.
Метод близок к джазовой импровизации – созданию произведений непосредственно в момент исполнения.
В основании спонтанной прозы Керуака:
- симультанная поэзия дадаистов;
- творчество М. Пруста, манере письма которого Керуак учился;
- «поток сознания» Дж. Джойса.
Кроме того, на формирование индивидуально-авторского метода Керуака оказал Ф. Достоевский, которого Керуак считал земным пророком.
В результате применения данного метода повествование Керуака является малоструктурированным, абзацное членение выражено слабо: один абзац может достигать 10 страниц. Одно предложение может занимать до нескольких десятков строк.
На синтаксическом уроне отмечается увлечение Керуака тире. Запятые писатель называл ненужными, двоеточия – фальшивыми, а тире, по его мнению, позволяют передать
«…ритм дыхания говорящего, словно джазовый музыкант набирает в легкие воздух между выдуваемыми фразами…»
Керуак уделяет огромное внимание каждой детали, которая может быть спонтанной, казалось бы, найденной спонтанно, случайно, однако при этом неизменно несет определенную смысловую нагрузку. Зачастую именно посредством деталей осуществляется характеризация героя. Благодаря тщательно выписанным деталям по мере развития сюжета образ героя приобретает реалистичность, становится максимально понятным.
В качестве основных принципов свободной прозы можно назвать следующие:
- играй;
- нарушай грамматические, синтаксические, словесные запреты;
- пиши необузданно, дико, чисто; твори, чем безумнее, тем лучше;
- поймай нетронутый поток создания.
«Подземные»
Роман рассказывает о любви молодого писателя Перспье и афроамериканки Фокс. Произведение отличается глубоким психологизмом, отражением спектра эмоций, включая ревность, страсть и т. д. Как и другие герои Керуака, Перспье – битник. Он много времени проводит в джаз-клубе «Красный барабан» - месте встречи местных битников. Герои слушают бибоп – джазовый стиль, который характеризуется быстрым темпом исполнения и сложными импровизациями; глубокая, «умная» вариация джаза.
В результате сложных импровизаций, особой техники исполнения бибоп утратил свои танцевальные качества, танцевальные функции, превратившись в противоположность свингу. Бибоп становится не коммерческим, интеллектуальным продуктом, нонконформистской, элитарной формой искусства.
Роман наполнен многочисленными музыкальными реалиями, на его страницах появляются известные музыканты: Арт Блейки, Билли Экстайн, Чарли Паркер и др. Именно музыка является главным объединяющим фактором: Лео неоднократно подчеркивает, что его возлюбленная – единственная девушка, которая действительно понимает ббиоп.
В результате подобной вербализации осуществляется не только отражение стиля жизни битников, но и слияние литературы и музыки, синтез двух семиотических систем. Следует добавить, что для представителей нового поколения определенные музыкальные предпочтения выступали средством идентификации и самоидентификации, маркером, который обусловливал принадлежность к культурно-философскому течению битников.
В целом музыкальность проявляется на всех уровнях организации дискурса, что позволяет охарактеризовать произведение как «просодию бибопа».
«На дороге»
«На дороге» - самый известный роман писателя. По своей сути роман представляет собой полихудожественное произведение. Как и многие другие произведения, «На дороге» был написан посредством обращения к свободной прозе, представляет собой роман-импровизацию.
Сюжет состоит из несбалансированных разнородных компонентов, формально объединенных фабулой, представляет собой серию моментальных и зачастую сюрреалистических картин сознания автора. В основании сюжета – мотив дороги, безрезультатные и бесцельные поездки с востока Америки на запад и обратно.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что творчество Керуака выступает отражением особого мировоззрения, философии битников, порожденной духовным кризисом и направленной на поиски новых смыслов и ценностей. В процессе создания своих произведений Керуаку удалось создать свой собственный стиль написания – спонтанную прозу, основанную на свободном ассоциировании.