Легенда о докторе Фаусте – это легенда об ученом-чернокнижнике, который заключил сделку с дьяволом.
Европейский неомифологизм в романе «Доктор Фаустус»
«Доктор Фаустус» в истории культуры 20 века располагается на самой границе между модернизмом и постмодернизмом. Границу эту определила Вторая мировая война. Модернизм довоенный и модернизм междувоенный трагичен, а постмодернизм – ироничен. «Доктор Фаустус» - последнее великое произведение европейского модернизма, и первое произведение постмодернизма. Роман совмещает в себе трагизм в содержании и отстраненность в форме. Автор рассказывает трагическую жизнь вымышленного немецкого гения по материалам документов из архива и по воспоминаниям его друга Серенуса Цейтлблома, профессора филологии. Цейтлблом, хоть и сведущ в музыке и интеллигентен, не способен в полной мере оценить трагедию Леверкюна так, как ощущал ее он сам. Сюжет произведения построен на прагматической дистанции между стилем интеллигента-буржуа и трагическими событиями жизни гениального композитора.
«Доктор Фаустус» является ярким произведением европейского неомифологизма. В роли мифа здесь выступают легенды о докторе Иоганне Фаусте, чародее и маге, который якобы жил в Германии в 16 веке. Согласно легенде, доктор Фауст продал душу дьяволу и обрел за это магические способности. Например, он был способен к некромантии – мог воскрешать мертвых. Доктор Фауст даже женился на Елене Троянской. Легенды заканчиваются тем, что дьявол душит Фауста и забирает в ад.
Бунтарская фигура Фауста на протяжении нескольких столетий после реформации приобретала все большую символичность. Окончательно ее возвеличил Гете. Он в своем варианте легенды вырвал доктора Фауста из когтей дьявола. А знаменитый культуролог 20 века О. Шпенглер назвал всю послереформационную культуру фаустианской.
В эпоху постренессанса Фауст был фигурой, альтернативной Иисусу Христу, средневековому идеалу. Фауст был олицетворением секуляризации индивидуальной и общественной жизни, стал символом Нового времени.
Сам доктор Иоганн Фауст, как его изображают народные книги, давал основание для сопоставления своей фигуры и образа Спасителя. Например, о нем говорится, что в чудесах он мог соперничать с Христом и самонадеянно утверждал, что может в любое время и неограниченное количество раз совершить то, что совершал Христос.
Поэтому на первый взгляд кажется удивительным, что Т. Манн словно поворачивает вспять эту традицию возвеличивания фигуры доктора Фауста и возвращается к средневековому образу.
В романе Томаса Манна Гете не упоминается ни разу.
Это объясняется временем – временем написания романа и временем, в котором происходит действие произведения. Последнее разделено на:
- Время самой жизни А. Леверкюна;
- Время написания биографии Леверкюна С. Цейтлбломом.
Цейтлблом описывает жизнь композитора (который к моменту повествования уже умер), находясь в Мюнхене в 1943-1945 годы, под взрывы бомб американцев и англичан. Это повествование о великом композиторе, заключившем в бреду договор с дьяволом, создается на сцене конца второй мировой войны и на фоне краха гитлеризма. Обращаясь к средневековой традиции, осуждающей, Томас Манн хочет сказать, что он отрицает волюнтаризм Вагнера и Ницше, творчеством и мыслями которых злоупотребил Гитлер и его сподвижники. Но роман «Доктор Фаустус» все же произведение о творчестве, а не о политике. Возникает вопрос, почему А. Леверкюн, никому не причинивший зла, должен отвечать за бесчинства нацистов? Автор пытается передать, что смысл расплаты заключается в том, что художник не должен отрываться от культуры народа, замыкаться в себе. Но главное, что художник, обуянный гордыней своего гения, придает слишком большое значение своему творчеству. Леверкюн рассматривает свое творчество как Творение, тем самым узурпируя функцию Бога и занимая место Люцифера. В произведении «Доктор Фаустус» все время идет игра смыслами слова Werk, которое означает творчество, опус, произведение, работу и Творение.
И в этом же заключается смысл длинной интертекстовой отсылки к роману Ф. М. Достоевского «Братьям Карамазовы» - разговор Адриана с чертом сопоставляется с беседой Ивана Карамазова с чертом.
Иван Карамазов является автором самого яркого в культуре ницшеанско-волюнтаристского лозунга: «Если Бога нет, то все дозволено».
Писатель обвиняет своего героя именно в узурпации роли Творца.
Если рассматривать противопоставление смирения/гордыни, то прослеживается скрытое противопоставление Адриана Левекрюна Бетховену, который в своей Девятой симфонии создал хор на слова из оды «К радости» Шиллера. Леверкюн после смерти любимого племянника говорит, что нужно отнять у людей Девятую симфонию.
Смерть племянника является реминисценцией – у Бетховен тоже был племянник Карл, которого композитор очень любил.
Сюжет «Доктора Фаустуса»
Адриан Леверкюн и Серенус Цейтлблом родились в маленьком вымышленном городе Кайзерсашерн. Первый музыкальный наставник Леверкюна, композитор и музыкальный критик Вендель Кречмар, в одной из лекций говорил о последней сонате Бетховена.
Леверкюн переезжает в Лейпциг. Цейтлблом получает от Леверкюна письмо, в котором тот описывает случай, сыгравший роковую роль в его дальнейшей жизни. Однажды Адриан оказывается в публичном доме, где влюбляется в проститутку. Девушка заразила Леверкюна сифилисом. Адриан пытался вылечиться, но попытки заканчивались странно. Первого доктора он нашел умершим, когда пришел на очередной прием. Второго доктора арестовала полиция. Почему-то судьба не хотела, чтобы он излечился.
Леверкюн изобретает новую систему музыкального языка.
Однажды он отправляется в Италию, где с ним приключается еще одно роковое событие. Средь бела дня к Адриану пришел черт и заключил с ним сделку. Смысл этой сделки состоял в том, что больному композитору дается 24 года на то, чтобы он писал гениальные музыкальные произведения. Силы ада при этом запрещают ему любить, - до конца своих дней он должен быть холоден. По истечении 24 лет черт заберет Леверкюна в ад.
Из дневника непонятно, было ли этом бред больного композитора или же это было в реальности.
Черт удаляется, а Леверкюн – новоиспеченный Фауст – начинает писать гениальную музыку. Он уединяется в доме в пригороде Мюнхена, замыкается в себе и старается никого не любить. Но с ним случаются две истории, заканчивающиеся трагически. Леверкюн встречает Мари Годо. Но девушка предпочла его друга. В скором времени Рудольфа убивает его бывшая возлюбленная. Леверкюн уверен, что все это проделки дьявола, который убрал двух его любимых людей. Перед финалом в доме Леверкюна появляется его племянник. Адриан очень привязывается к нему, но мальчик заболевает и умирает. Композитор постепенно сходит с ума.
В конце романа Адриан Леверкюн пишет ораторию «Плач доктора Фаустуса».