Культурная традиция - это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Понятие культурной традиции
М. М. Бахтин в своей статье «Ответ на вопрос редакции «Нового мира» оспаривает официально провозглашавшиеся, общепринятые установки, при этом использовал такие словосочетания, как «большое историческое время» и «малое историческое время». Под «малым историческим временем» ученый подразумевал современность писателя, а под большим историческим временем – опыт предшествующих эпох. Он писал, что современность сохраняет все свое решающее значение. По мнению Бахтина, только из нее может исходить научный анализ и все время должен с ней сверяться. Но замыкать литературное произведение, по Бахтину, в этой эпохе не допускается, так как его полнота может быть раскрыта только в большом времени. в суждениях ученого словосочетание «большое историческое время» становится стержневым, опорным. Он отмечает, что своими корнями произведение уходит в далекое прошлое. Бахтин пишет о том, что великие произведения подготавливаются столетиями, а в эпоху, когда они создавались, снимаются лишь «зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания». В итоге, по мысли Бахтина, деятельность писателя определяется реально существующими, «могучими течениями культуры».
Будет правомерным разграничение двух значений слова «традиция»:
- Традиция как опора на прошлый опыт в виде его варьирования и повторения. Как правило, в этом случае используются слова «традиционализм» и «традиционность». Такие традиции строго регламентированы, они имеют форму этикета, обрядов, церемониала, которые неукоснительно соблюдаются;
- Традиция как творческое и инициативное наследование культурного, в том числе, словесно-художественного опыта, предполагающего достраивание ценностей, которые составляют достояние народа, общества, человечества.
Традиционализм был весьма влиятелен в литературном творчестве в течение многих столетий, вплоть до середины 18 века. Это особенно ярко отражалось в преобладании канонических жанров. Позже традиционализм утратил свою роль, его стали воспринимать скорее как помеху, тормоз для деятельности в области искусства. В обиход вошли суждения о традиции как «автоматизированном приеме», о «гнете традиций».
В изменившейся ситуации, когда обрядово-регламентирующее начало существенно потеснилось и в общественной жизни людей и в частной, актуальность приобрело второе значение термина «традиция».
Предметом наследования являются и выдающиеся памятники культуры (науки, философии, искусства, литературы), и малозаметная «ткань жизни», которая насыщена творческими воздействиями и от поколения к поколению сохраняется и обогащается. Сюда относится сфера нравственных установок, верований, форм сознания и поведения, стиля общения, в том числе и внутрисемейного, трудовых навыков, обиходной психологии, способов проведения досуга, бытовых привычек, речевой культуры, отношения к природе.
Органически усвоенная традиция для людей и групп людей становится своеобразным ориентиром, духовно-практической стратегией.
Значение традиции для литературы
Для литературы 19-20 столетий неоспоримо важное значение имеют традиции как народной культуры, так и культуры образованного меньшинства. В эпоху романтизма произошел синтез этих культурных традиций, произошло слияние «народности с общей образованностью» (В. Ф. Одоевский). Именно этот сдвиг предопределил многое в позднейшей литературе, включая и современную.
О большом значении традиций как стимуле всякого вида творчества ученые говорят достаточно настойчиво. По их мнению, культуротворчество прежде всего знаменуется наследованием ценностей прошлого, а творческое следование традициям предполагает поиск чего-то живого в старом, продолжение, а не механическое подражание.
Культурное прошлое, приходящее в творчество писателя, носит разноплановый характер:
- Во-первых, это словесно-художественные средства, которые находили применение и ранее, фрагменты предшествующих текстов в виде реминисценций.
- Во-вторых, это концепции, мировоззрения, идеи, уже существующие как в реальности внехудожественной, так и в литературе.
- В-третьих, это формы внехудожественной культуры, во многом стимулирующие и предопределяющие формы литературного творчества.
Различают следующие формы литературного творчества:
- Родовые и жанровые;
- Композиционные;
- Предметно-изобразительные;
- Собственно речевые.
Например, повествовательная форма эпических произведений сформирована широко распространенным в реальной жизни людей рассказыванием о том, что произошло ранее. Публичные начала жизни в Древней Греции соотносится с обменом репликами между героями и хором драме. Плутовской роман является порождением и художественным преломлением авантюрности как совершенно особого рода жизненного поведения. Активизация рефлексии как феномена сознания человека обусловливает расцвет в литературе последних двух столетий психологизма.
Таким образом, писатели, независимо от их сознательных установок, вынуждены опираться на формы жизни, которые стали культурной традицией. Особенно важное значение в художественно-словесном творчестве имеют жанровые традиции.
При генетическом рассмотрении литературы понятие традиции играет крайне важную роль. Но в литературоведении 20 века, в большей степени авангардистски ориентированном, существует и другое представление о традиции, культурной памяти, преемственности – как неизбежно связанных с эпигонством и не имеющих отношения к настоящей, высокой литературе. Ю. Н. Тынянов считает, что традиция является основным понятием старой истории литературы, оказывающейся «неправомерной абстракцией». По его мнению, о преемственности приходится говорить только «при явлении школы, эпигонства, но не при явлениях литературной эволюции». Принципа литературной эволюции Тынянов называет борьбу и смену.
Мысль, что литературоведению не так необходимо понятие традиции, выражается и поныне. По мнению М. О. Чудаковой, одним из следствий работы Ю. Н. Тынянова является дискредитация понятия традиции. После их критической оценки оно «повисло в воздухе и затем нашло себе пристанище в текстах, лежащих вне науки». Она пишет, что взамен «традиции» пришла «цитата» и «литературный подтекст».
На современном этапе понятие традиции является поводом для серьезных споров и мировоззренческих противостояний, которые имеют самое прямое отношение к литературоведению.