Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция смерти автора

Определение 1

Концепция смерти автора – это идея автономного существования текста, его независимости от личности писателя.

Становление концепции смерти автора

В 20 веке теоретики искусства постмодернизма иначе взглянули на роль автора в создании литературного произведения. Французский литературовед, философ Роланд Барт предложил так называемую «концепцию смерти автора».

У каждого литературно-художественного произведения есть автор, однако в разные эпохи роль автора в создании произведений искусства оценивалась по-разному, не заканчиваются споры об источниках вдохновения и о ключевых задачах создателя произведения. в противовес предшествующим концепциям, где центральное место отводится духовно-биографическому опыту художника, в 20 веке было выдвинуто иное понимание творческого процесса – как не обладающего индивидуальным характером, не имеющего какого-либо отношения к личности конкретного автора.

К утверждению нового взгляда на личность художника, к другому пониманию писательской ответственности и сущности искусства привела и сформировавшаяся идея дегуманизации искусства. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в своем труде «Дегуманизация искусства» говорит о том, что жизнь – это одно, а поэзия – что- то другое, и не следует их смешивать. Философ подчеркивает, что «поэт начинается там, где кончается человек». Он считает, что судьба человека – идти своим путем, а миссия поэта состоит в том, чтобы создавать несуществующее.

Концепция смерти автора стала логическим завершением таких размышлений.

Замечание 1

Художественное творчество Роланом Бартом определялось как языковая игра, приносящая удовольствие реципиенту, и не более того.

А великая миссия художника-творца, который вдохновлен божественными силами и посредством творческого акта проникает в запредельное пространство, сведена им к бесконечному обыгрыванию чужих текстов и виртуозному жонглированию ими. В теории искусства появились новые термины, такие как:

«Концепция смерти автора» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Компиляция – литературная деятельность, которая заключается в создании текстов, основанных на чужих исследованиях либо произведениях, без какой-либо самостоятельной их обработки;
  • Цитатное мышление;
  • Интертекст (любой текст является частью другого текста). Интертекстуальность является результатом цитатного мышления;
  • Имитация чужого слова и т.д.

Провозгласивший данную концепцию Ролан Барт основывал свою идею на том, что писатель в 20 веке уже не является мерилом нравственности и утрачивает функции судьи и пророка. По мнению литературоведа и философа, отношения между автором и произведением на предыдущих этапах развития искусства строились по типу отец-дитя. Писатель всецело владел текстом и всеми возможными способами укреплял в нем собственное присутствие. А новая концепция авторства лишала автора этого безраздельного господства и призывала к свержению писателя-отца, который навязывает читателю собственную волю.

Сущность концепции смерти автора

Суть данной концепции заключается в идее, согласно которой текст существует автономно и не независимо от личности автора. Согласно Барту, после того, как рождается текст, его автор «умирает», а созданный им текст начинает свою жизнь в сознании каждого отдельно взятого читателя. другими словами, в рамках триады «автор-произведение-читатель» главная роль отводится именно читателю, так как текст «оживляется» лишь благодаря ему. Примечательно, что концепция смерти автора снимает такие вопросы, как «в чем заключается основная идея произведения», «что хотел сказать автор» и т.д., так как читатель имеет дело конкретно с произведением, а не с его автором. С этого момента читатель может интерпретировать совершенно любое произведение так, как ему будет угодно.

В концепции Барта смерть автора вытекает непосредственно из самой сущности современного искусства, приобретающего скорее игровой характер. Автор не может сотворить ничего нового, и поэтому его деятельность вынуждена ограничиться пародированием, компиляцией, стилизацией текстов, уже созданных ранее. Автор уже не испытывает так называемые «муки творчества» и является лишь составителем книг, определенным образом комбинирует фрагменты разного ода текстов, поэтому он уже не может называться автором. Поэтому Барт заменяет автора на скриптора – пишущего, который «не несет в себе настроения, страсти, впечатления и чувства». В этом случае, можно сказать, что не писатель выражает мысли при помощи языка, а язык говорит через писателя. Поэтому автора не существует, а есть только читатель, который воспринимает случайно сгенерированный текст.

Замечание 2

Концепция смерти автора основывается на предельной активности читателя, который никаким образом не зависит от личности автора текста.

В данном случае Барт повторяет замечания А. Потебни, русского филолога, который считал, что содержание литературного произведения развивается не в его создателе, а в понимающих. И заслуга художника состоит не в минимуме содержания, а в гибкости образа, который способен возбуждать разнообразное содержание. Однако Барт пошел дальше, он «столкнул» читателя и автора, в результате читатель свел роль автора лишь к функции «записывающего устройства».

Новая концепция, предложенная Бартом, по своей сути является хорошо забытым старым. История литературы знает периоды, когда тексты имели анонимный характер, автор текстов являлся лишь живой пишущей машинкой. К примеру, средневековый писатель писал не от своего имени и создавал текст методом компиляции. Однако смерть средневекового автора имела иную основу, вырастала из определенной формы духовности.

Концепция Барта расценивается как проявление кризиса культуры, проявление упадка духовности. Но она имеет и большое количество сторонников, которые рассматривают ее в качестве критики любого тоталитаризма. Однако с другой стороны, эта концепция лишает искусство категории ответственности. То есть литература утрачивает силу слова, когда за произведением стоит уже не человек, отстаивающий собственный взгляд на мир, а безликий производитель, обладающий необходимыми навыками и приемами.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot