Сюжет литературного произведения – это сцепление событий, раскрывающих взаимоотношения героев и их характеры.
Понятие сюжета
Сюжетом называется система событий и отношений между персонажами произведения, развивающаяся в пространстве и времени. при этом не всегда события в произведении расположены во временной и причинно-следственной последовательности.
Сюжет является сложным целым и состоит из элементов. Каждый элемент сюжета выполняет свою функцию. Элементами сюжета являются:
- Экспозиция;
- Завязка;
- Развитие действия;
- Кульминация;
- Развязка;
- Эпилог.
Экспозиция – это информация о жизни героев произведения до начала движения описываемых событий. Это описание обстоятельств, составляющих фон действия. Пряма экспозиция следуют до завязки, задержанная экспозиция – после завязки.
Завязкой называется событие, с которого возникают или обостряются противоречия, приводящие к конфликту. Например, в «Ревизоре» Н. В. Гоголя завязкой являются несколько событий: получение городничим письма о том, что едет ревизор, сон городничего, рассказ Бобчинского и Добчинского о приезде «инкогнито».
После завязки следует развитие действия – это выявление противоречий и связей между героями, раскрытие их характеров.
Кульминация – это момент наибольшего напряжения. Здесь особенно ярко проявляются характеры героев и их цели.
После кульминации следует развязка – момент разрешения конфликта и завершения событий, связанных с ним.
В сюжете некоторых произведений могут присутствовать пролог и эпилог.
Пролог – это вступление к основному развитию сюжета. Как правило, в нем раскрываются первопричины изображенных в произведении событий.
Эпилог – это описание того, что произошло после завершения событий.
В произведении не обязательно должны присутствовать все элементы. В современной литературе, как правило, пролог и эпилог встречаются редко, а кульминация может быть несколько размытой. В некоторых произведениях может отсутствовать развязка.
Разновидности сюжетов
В зависимости от характера связи между событиями произведения выделяются два основных типа сюжетов:
- Концентрические
- Хроникальные.
Принципы связи в концентрических и хроникальных сюжетах имеют существенные отличия, соответственно, отличаются и их возможности изображения действительности, поведения, поступков персонажей. Критерием разграничения данных типов сюжета является характер связи между событиями. Основное отличие концентрического и хроникального сюжетов – это время. В хроникальном сюжете воспроизводится естественное течение времени, поэтому он тяготеет больше к описательным жанрам – мемуары, сага, приключения.
В концентрическом сюжете время определяющего значения не имеет. Оно здесь частично замещается психологическим временем. В таком сюжете важное значение имеет интрига, конфликт, поэтому данный тип сюжета характерен для таких жанров, как триллер, детектив, психологический и социальный роман, драма. Можно сказать, что выбор вида сюжета диктует жанр.
Сюжеты, в которых чисто временные связи между событиями преобладают, являются хроникальными (другое название – линейные).
Они используются в больших произведениях эпического характера. Такие сюжеты могут показывать приключения героев, как, например, в романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта»; изображать становление личности человека, ее изменение («Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
Отечественные писатели 19 века часто свои произведения строили на основе хроникального сюжета. Таким, например, является сюжет повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Такой тип сюжета был привлекательным и для писателей-сатириков. В поэмах также данный тип сюжета весьма распространен. Хроникальный сюжет используется в авантюрно-приключенческих романах, где, как правило, воссоздается внешняя сторона жизни людей. Также этот тип сюжета широко применяется в социально-бытовых романах-хрониках, в которых могут изображаться несколько поколений одной семьи или показываться развитие какой-либо социально-бытовой среды.
Хроникальный тип сюжета привлекает писателя в том случае, когда ему нужно показать внутренний мир героев произведения, разворачивающийся во времени.
Сюжет хроникального типа состоит из эпизодов, приращение сцен осуществляется по линейной шкале времени. То есть, в хроникальных сюжетах связь между событиями является временной, это означает, что события сменяются во времени, следуют одно за другим.
Для действия в хроникальных сюжетах не характерна цельность, какая-либо строгая логическая мотивированность, так как в таких сюжетах разворачивается какой-либо один центральный конфликт. Такие сюжеты представляют собой обозрение фактов и событий, которые внешне (логически) могут быть между собой даже не связаны. Эти события объединяет только тот факт, что они с точки зрения протекания во времени все выстраиваются в одну цепь. Хроникальные сюжеты являются многоконфликтными – в них конфликты возникают и гаснут, а на смену одних конфликтов приходят другие.
Кульминация в сюжетах такого типа либо отсутствует, либо имеет слабое выражение. Также отсутствует и ярко выраженная завязка. В развитии действия преобладающими являются временные мотивировки. События в чисто хроникальном сюжете связаны хронологическим порядком изложения, то есть в них совпадает сюжет и фабула.
Концентрический сюжет имеет подвиды:
- Линейный дискретный
- Линейный с экскурсами
- Линейный-параллельный.
В линейном сюжете часто встречаются забегания в будущее и экскурсы в прошлое. Есть сюжеты с обратно хронологией. В таких сюжетах разрешение конфликта помещено в начало произведения, а в процессе развития сюжета прослеживаются мотивы, причины, которые поясняют такое разрешение.
Концентрические сюжеты часто основываются на классицистическом принципе единства действия. В таких сюжетах используется нелинейное повествование, и преобладают причинно-следственные связи между событиями. Это означает, что каждое событие есть причина следующего и т.д.
Главным и очевидным недостатком такого типа сюжета является предсказуемость. Так как в сюжете присутствует только один конфликт, читатель быстро предугадывает развязку сюжета и может потерять интерес к произведению.
В большинстве произведений 19 и 20 века сосуществуют оба типа сюжета.