Особенности итальянской литературы 17 века
Итальянская литература 17 века характерна тем, что в это время в ней существовало две школы – маринистов и пиндаристов. В 17 веке школу маринистов возглавлял Джамбатиста Марино. Основателем школы пиндаристов был Габриэлло Кьябрера. Однако ни одна из этих школ, ни маринистская, ни пиндаристская, особенной славы итальянской литературе не принесли.
Различие между школами маринистов и пиндаристов сводится по большому счету к вопросам формы и техническим методам.
В Неаполе, в противовес школе маринистов, образовался кружок, который основал Аркадианскую академию. К этому кружку относятся Муратори, Крешимбени и многие другие.
Из числа сатириков 17 века известны Бенедетто Менцини и Сальватор Роза (который также был знаменитым художником).
Творчество Джамбаттиста Марино и Габриэлло Кьябрера
Джамбатиста Марино является одним из крупнейших представителей итальянской литературы, творящих в направлении барокко. Сочинением стихов Марино начал заниматься еще с юного возраста. Его первый поэтический сборник вышел в 1602 году. Особенно известными сборниками стихов являются «Лира» и «Цевница», а сборник «Эпиталамы» относится к ярким образцам придворной поэзии. Марино увлекался коллекционированием живописи. Это увлечение, а также маньеризм, способствовали созданию сборника «Галерея», который включает в себя описание реальных и вымышленных скульптур и полотен. Особенно высоко сам поэт ценил свою поэму «Избиение младенцев», которая выдержана в духе барокко. Марино подражал Франческо Берни, и написал целый ряд сатирических произведений, в числе которых стихотворение «О сапоге». Для поэзии Марино и его последователей характерны следующие черты:
- словесная игра
- орнаментализм
- вычурность
- культ манерной изысканности образов
- сочетание метрических и ритмических экспериментов с укорененными поэтическими традициями.
Среди прозаических произведений Марино известны «Священные проповеди», бурлескные послания «К папаше Носу», иронический отчет о нравах Парижа и письмо из заточения.
Особенно значительным произведением Марино является поэма «Адонис», которая задумывалась как соревнование с поэмой «Освобожденный Иерусалим» Тассо и «Неистовым Орландо» Ариосто. Все указанные произведения были написаны октавой, однако поэма «Адонис» отличается от поэм Тассо и Ариосто. Поэма «Адонис» наряду с мифологическими эпизодами, включает в себя и настоящую энциклопедию начала Сечиенто. В этой поэме Марино отражает и географические открытия, и достижения естественных наук, события, происходящие в политике. Поэма «Адонис» написана по законам и барокко, и ренессанса. Например, в структуру поэмы заложен принцип золотого сечения. При этом заметно влияние натурфилософии, свойственной позднему Возрождению, а также вольнодумия и «натуральной магии».
Наряду с Марино, Габриэлло Кьябрера является одним из выдающихся поэтов итальянской литературы 17 века. Кьябрера написал три масштабные эпические поэмы:
- «Война готов»,
- «Амадеида»,
- «Флоренция».
Эти произведения сам поэт считал самой существенной частью своего творчества. В этих поэмах прослеживается стремление поэта избежать метафор, характерных для направления барокко. Кьябрера старался следовать эстетической модели поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим» и стремился добиться строгой классицистичности. В историю итальянской литературы Кьябрера вошел именно как лирический поэт, а жанры, избираемые им, метрика стихов, интерес к изобразительному искусству роднят Кьябрера с Марино. Творчество Кьябрера было ориентировано на античные образцы поэзии, в частности, на творчество древнегреческого поэта Пиндара. За это Кьябрера получил прозвище «итальянский Пиндар». Кроме Пиндара, Кьябрера равнялся на Горация, Катулла, Анакреонта. Произведения Кьябрера высоко ценились за их музыкальность и изощренную строфистику.
Кьябрера написал также тексты для шести музыкальных драм. Наиболее известной из них является аллегорическая постановка «Похищение Цефала», которая была приурочена к торжеству по случаю бракосочетания Генриха IV и Марии Медичи. Текст этого произведения был положен на музыку Каччини.
Таким образом, Кьябрера является одним из литераторов, которые стояли у истоков оперы.
Творчество Томмазо Кампанеллы
Итальянский философ, писатель и теолог, Томмазо Кампанелла наиболее известен своим утопическим трактатом «Город Солнца». Марен Мерсенн называет Кампанеллу и Галилея величайшими сынами Италии. Кампанелла в советской исторической литературе рассматривается как один из представителей утопического социализма.
Кампанелле принадлежит несколько объемных трактатов по астрологии, богословию, философии, медицине математике, физике, политике, среди которых наиболее известны:
- «Апология Галилея
- «Побеждённый атеизм»
- «Монархия Мессии»
- «Метафизика»
- «Теология».
Кампанелла, являясь современником научной революции, по своему мировоззрению и интересам принадлежал к эпохе Возрождения. Своей главной задачей Кампанелла считал универсальный научный синтез, который объединяет гуманитарное, естественнонаучное и философское знание. Кампанелла считал, что Вселенная является одушевленной, а наличием естественной души считал объяснением существования органического мира.
Кампанелла разработал теорию Природы и Писания, которые не противоречат друг другу. В непосредственно литературном творчестве известен его трактат «Поэтика», кроме того Кампанелла занимался и драматургией.
Винченцо да Филикайя
Известным представителем Аркадской академии и Академии дела Куска является Винченцо да Филикайя, один из основателей итальянского классицизма. Сначала в своих произведениях он воспевал любовь, однако после смерти своей возлюбленной Филикайя стал писать на патриотические и религиозные темы.
Из стихотворений Филикайя наиболее известным является сонет 83-й, где поэт оплакивает бедствия Италии и с сожалением говорит о том, что Италия слишком прекрасна, и поэтому делается добычей. Он сожалеет о том, что Италия слишком слаба, чтобы дать им отпор.
Стихотворения Филикайя отличаются музыкальностью и пластичностью.