Художественный вымысел, условность и жизнеподобие – это категории литературоведческого анализа, которые отражают степень реалистичности художественного произведения.
История изучения литературной условности
Несмотря на то, что категория условности в литературе имеет длительную историю своего существования, по сегодняшний день понимание указанной категории затруднено, термин не имеет своей единой дефиниции.
Отдельные исследователи видят первые попытки осмысления в работах Аристотеля. В основании традиционного понимания исследуемой категории – противопоставление условности и жизнеподобия, причем, если жизнеподобность – это то, что случилось, то условность – то, что могло бы произойти.
Сама «Поэтика» как фундаментальный античный труд, с которого началась история европейского литературоведения, посвящена поэзии как искусству подражания, другими словами, условности.
Уже в античности выделяли следующие виды подражания:
- просто существующему;
- возможному;
- необходимому.
На данном этапе правдоподобность, жизнеподобие рассматривалось как степень соответствия изображаемого реально существующему. По мере развития русской литературы понимание правдоподобности кардинально изменилось: жизнеподобным стало считаться внутренне, а не внешнее жизнеподобие, истинность в представлении внутренних состояний, эмоций человека.
В зависимости от степени жизнеподобности и условности все произведения могут быть разграничены на реалистические и условные. Причем, реалистичность не обозначает, что в произведении все «как в жизни». Большинство исследователей подчеркивают, что настоящему искусству претит как излишнее стремление к натурализму, так и к чистой условности.
Художественный вымысел
Тесно с категориями условности и жизнеподобия связано понятие художественного вымысла.
Вымысел как особая форма речемыслительной деятельности автора, форма творческой деятельности сознания представляет собой результат намеренного или неосознанного переосмысления автором представлений о мире, признаваемых в логике истинного, правдивого. Художественный вымысел может рассматриваться как разновидность лингвокреативной деятельности, направленной на сознательную, намеренную модификацию концептуальной картины мира и отражение ее в языке и тексте.
При помощи художественного вымысла художник не только постигает, познает мир, но и самореализуется, самовыражается в нем, создавая новые виртуальные объекты, создавая виртуальные, вымышленные взаимодействия между ними, целые вымышленные миры.
Художественный вымысел успешно реализует ряд функций, включая следующие:
- эвристическая – отражает способность человеческого сознания к познанию, накоплению новых знаний на основании уже имеющихся, постижению окружающего мира и его последующему творческому преломлению в сознании и художественном дискурсе;
- эстетическая – заключается в способности личности создавать новые понятия, образы, которые вызывают у реципиента эмоционально-эстетический отклик.
Он может быть реализован в фольклоре или авторских произведениях.
Условность и жизнеподобие в русской литературе
Хотелось бы отметить, что современное осознание того, что как излишняя натуралистичность, так и абсолютная условность выступают достижением литературоведения последних десятилетий. До этого подходы к роли и степени условности существенно менялись.
В начале прошлого столетия шли споры о том, каким должно быть искусство, какова роль художественного вымысла в произведениях. После установления социалистического реализма акцент был окончательно смещен на жизнеподобность. Условность подвергалась осуждением. Это стало официальной позицией властей. На протяжении длительного времени реалистичные произведения советских писателей воспринимались как истинное искусство, отражающее реальную жизнь трудового советского народа, в отличие от искаженной картины мира модернистов, проникнутой идеями дегуманизирующих философий и потерявшей перспективу выхода из сложившегося заколдованного круга. Важно добавить, что провозглашение реализма как единственно возможного принципа создания произведений искусства советскими деятелями искусства во-многом было обусловлено давлением официальных властей, отрицание данного факта могло привести к тому, что их произведения были бы не опубликованы. Хотя, разумеется, много было и тех, кто действительно верил в обязательную необходимость достижения жизнеподобия в произведении.
С конца 80-х годов ситуация стала резко меняться. В это время к советскому читателю вернулся огромный объем запрещенных прежде произведений русской и зарубежной литературы, стала очевидной невозможность продолжения курса на изоляцию в культурном плане, политики «железного занавеса», страна оказалась в ситуации необходимости встраивания, интеграции в общелитературные и общекультурные процессы. Прежнее полное отрицание условности обернулось обратной стороной: писатели максимально смело экспериментировали с самыми различными формами этой условности.
В то же время период возбуждения, провозглашения демократии и гласности во времена «перестройки», сами коренные глубокие онтологические трансформации русского общества и науки оставляли мало времени на осмысление многих научных проблем, в том числе, и проблемы условности, жизнеподобности и художественного вымысла.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что подходы к пониманию условности и жизнеподобности на протяжении развития литературы существенно менялись. На сегодняшний день большинство исследователей сходится на понимании того, что как чистая условность, так и абсолютный натурализм не отвечают требованиям настоящего искусства, что, впрочем, не ограничивает поисков, новаций писателей, их экспериментов с указанными категориями.