Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественный прием «психологической пары»

Определение 1

Прием психологической пары в художественном произведении – это сопоставление характеров, образа мыслей двух героев с целью показать взгляды разных категорий людей на происходящие в обществе явления и процессы.

Психологическое изображение в художественном произведении

В художественных произведениях, для которых характерен психологический стиль, психологизм оказывается важнейшим художественным свойством, которое определяет его эстетическое своеобразие. Все приемы, способы изображения человека, а также все художественные средства подчиняются задаче глубокого освоения и воспроизведения внутреннего мира персонажа. Для психологического стиля характерно применение особых художественных приемов и их особая организация.

Определение 2

Психологизм – это принцип организации художественных элементов, при котором средства изобразительности направлены главным образом на раскрытие душевной жизни персонажа во всех ее проявлениях.

Психологизм заставляет работать на изображение внутреннего мира героя внешние детали, которые, хоть и сохраняют свою главную функцию – воспроизведение жизненной характерности, но приобретают еще одну функцию, не менее важную – обрамлять и сопровождать психологические процессы.

В системе психологизма любая внешняя деталь тем или иным образом соотносится с внутренними процессами и служит целям психологического изображения. Это же относится и к художественным деталям, которые помогают автору показать внешние проявления внутренней жизни персонажа:

  • пластика,
  • жестикуляция,
  • мимика,
  • физиологические изменения и т.д.

В психологическом стиле подробности внешнего поведения становятся весьма продуктивной формой психологического анализа.

«Художественный прием «психологической пары»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для того, чтобы показать взгляды людей, относящихся к разным категориям, писатели часто используют прием психологической пары. Этот прием подразумевает сопоставление характеров, образа мыслей, эмоций двух персонажей. Этим приемом пользуется И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети», И. А. Гончаров в романе «Обломов» и т. д.

Психологические пары в романе «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев отражает вечные типы: обычные люди и «герои времени». Одной из психологических пар романа являются братья Кирсановы. Неслучайно Писарев называет Павла Петровича Кирсанов «маленьким Печориным». Действительно, герой не только относится к тому же поколению, но и собой являет именно «печоринский» тип.

Павел Петрович отличается гордой, самолюбивой натурой. Но он ничем не увлекается. Несмотря на то. Что он любил загадочную княгиню Р., Павла Петровича нельзя назвать романтиком. В отличие от брата, Николай Петрович Кирсанов был в душе романтиком и очень любил мечтать. Он отличается спокойным, уравновешенным характером. Павел Петрович его даже упрекал в излишней скромности и благодушии по отношению к Базарову. Павел Петрович спорит с Базаровым по многим вопросам. Особенно сильно его задевает пренебрежительное отношение Евгения к аристократизму. Николай Петрович тоже отрицательно относится к нигилистическим взглядам Базарова, но понимает, что молодое поколение имеет преимущество над «отставными людьми», к которым относит себя с братом.

Как известно, столкновение двух разных философий жизни – главный конфликт романа. Но Николай Петрович Кирсанов, хоть и относится к старому поколению, противопоставляется Базарову и Павлу Петровичу. Николай Петрович тонкий и деликатный человек, который с любовью относится ко всему прекрасному. И его чувства, привычки и мысли направлены против грубого нигилизма Базарова и высокомерия Павла Петровича.

Еще одна психологическая пара романа – Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Аркадий – единственный друг Базарова. Он искренне привязан к Евгению, прислушивается к каждому его слову. И Базаров это чувствует, стремится «воспитать» из друга человека, разделяющего его взгляды, отрицающего современный общественный строй и стремящегося приносить стране практическую пользу. Базаров видит в Аркадии не только друга, но и своего последователя и единомышленника. Молодые люди часто беседуют, обсуждают многие вопросы. Аркадий внушил себе, что он разделяет взгляды Базарова. Но все чаще между друзьями возникают разногласия. Аркадий понимает, что не все суждения Базарова ему близки. Например, он не разделяет мнение Базарова по поводу природы и искусства. Женитьба Аркадия разочаровала Базарова. Он считает, что друг его подвел, не оправдал надежд. В нем нет ни злости, ни дерзости, он «мякенький, либеральный борич». Любовь – романтическое чувство, а нигилизм, отвергающий все, что не приносит практической пользы, отвергает и любовь. Для Базарова любовь – это физическая сторона отношений между мужчиной и женщиной. Однако любовь не спрашивает разрешения. И Базаров, сам того не желая, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Одинцова и Базаров – еще одна психологическая пара романа. Любовь рушит все теории и доводы Базарова, и для него это настоящая трагедия. Он всеми силами пытается оттолкнуть от себя это неприятное чувство. Анна Сергеевна же настойчиво кокетничает с ним и добивается его признания в любви. Базаров не верит в ее чувства, но надеется на взаимность. Однако холодная и расчетливая кокетка отвергает его.

Главной психологической парой романа являются Базаров и Павел Петрович. Их взгляды совершенно противоположны. Уже с первой встречи они увидели друг в друге врага. Базаров доказывает необходимость отрицания как образа жизни. Они с Кирсановым постоянно спорят о поэзии, философии, искусстве. Хладнокровные мысли Базарова об отрицании всего духовного раздражают Павла Петровича. Павел Петрович считает религиозность народа и жизнь по порядкам, заведенным дедами, исконными чертами народной жизни. Базаров же ненавидит эти качества. Павел Петрович любит музыку, природу. Базаров же считает, что наслаждаться природой – нелепо, а заниматься музыкой – смешно. Он убежден, что во всем можно опираться исключительно на собственные ощущения и собственный опыт, что приводит к отрицанию искусства. Романтизм для него – чепуха.

Прием психологической пары позволяет не просто наблюдать за героями, а сопоставлять и сравнивать их, ведь герои живут во взаимоотношениях друг с другом.

Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot