Понятие художественного пространства
Художественное пространство – это совокупность всех мелочей, в которых живет персонаж произведения.
Пространство и время, соединяясь логически, формируют хронотоп. У каждого поэта и писателя свои любимые хронотопы. Этому времени подчиняется все – и предметы, и герои, и словесные действия. На первом плане всегда находится главный герой. Чем крупнее поэт или писатель, тем интереснее ими описываются время и пространство, каждый автор использует свои определенные художественные приемы.
Основными признаками пространства в литературном произведении являются:
- Отсутствие непосредственной материальной плотности, чувственной достоверности, наглядности;
- Ассоциативная воспринимаемость читателем.
Художественная литература в первую очередь имеет тесную связь с временем, а не с пространством, поэтому в художественном произведении присутствовать пространственная неопределенность. Также в произведении пространственно-временная картина всегда представляется в символико-идеологическом аспекте. Ценностная осмысленность присуща уже древнейшим моделям пространства и времени. Такие ориентиры, как открытое-замкнутое, низ-верх, большое-маленькое, правое-левое, близкое-далекое имеют определенное нравственное и мировоззренческое значение.
Напрмер, стихотворение «Ночь» Б. Пастернака основано на сопоставлении низа и верха. У Н. В. Гоголя идеологическую ценность представляют такие виды пространства, как безопасное, замкнутое, свое (напрмер, в произведении «Старосветские помещики» пространство Дома), и чужое, открытое, опасное (в повести «Тарас Бульба» - пространство степи), пространство внутреннего пути и героического деяния.
Такая ценностная наполненность открытого и замкнутого типов пространства существует и у других писателей.
Во многих мифологиях левое и правое являются символами женского и мужского начал.
Конкретное художественное пространство является локальным, оно не только привязывает описанный мир к каким-либо топографическим реалиям, но и оказывает влияние на суть изображаемого. Наиболее распространенными конкретными местами действия являются деревня и город. Например, Париж является местом действия и одновременно символом во многих произведениях Э. Золя и О. де Бальзака. Деревня – это архетип в отечественной литературе, который появляется в творчестве многих классиков.
Художественное время
Художественное время – это последовательность, порядок действия в художественном произведении.
Основными признаками времени в художественном произведении являются:
- Стремление автора к сближению реального и художественного времени;
- Непосредственная достоверность и большая конкретность;
- Соотнесенность настоящего, прошлого и будущего;
- Представления о неподвижности и движении.
В разных системах знания – разные представления о времени: научно-физическое, научно-философское, бытовое, теологическое и т.д. Такая множественность подходов к выявлению феномена времени обусловили неоднозначность его толкования. В культурном сознании исторически сформировалось два представления о времени: линейном и циклическом.
Понятие о циклическом времени восходит еще к эпохе античности. Оно воспринималось как ряд последовательных однотипных событий, источником которых являлись сезонные циклы. Завершенность и повторяемость событий считались характерными признаками, как и не различение начала и конца, идея возвращения. После утверждения христианства время стало восприниматься в человеческом сознании в виде прямой линии, направленной от прошлого к будущему. Такой тип времени характеризуется непрерывностью, одномерностью, упорядоченностью, необратимостью, а движение рассматривается в виде последовательности и длительности состояний и процессов окружающей действительности.
Но существует еще и субъективное восприятие времени. Оно, как правило, зависит от ритмичности происходящих событий, от особенностей психоэмоционального состояния. В этой связи выделяется объективное время, которое относится к сфере объективно существующей действительности, и перцептуальное время, которое относится к области восприятия реальности отдельным человеком. Например, прошлое кажется человеку более длительным в том случае, если оно богато события. В то же время в настоящем все наоборот – чем его заполнение содержательнее, тем быстрее и незаметнее время протекает. Время ожидания какого-либо желательного события кажется томительно длинным, а нежелательного - наоборот сокращается.
Таким образом, время оказывает большое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека и определяет течение его жизни.
По сравнению с другими видами искусства в литературе обращение с реальным временем может быть более свободным. Например, по воле писателя может смещаться временная перспектива – будущее выступает как прошедшее, прошлое – как настоящее и т.д. Хронологическая цепочка событий, подчиняясь замыслу автора, может себя обнаруживать не только в типичных проявлениях, но и в индивидуально-авторских. Таким образом, моделирование художественного времен часто зависит от жанровых и видовых направлений и особенностей в литературе. В прозаических произведениях, например, как правило устанавливается условно настоящее время, которое соотносится с повествованием о будущем либо прошлом персонажей с описанием ситуаций в разных временных измерениях. Для модернизма характерна обратимость, разнонаправленность художественного времени. Именно здесь зародился роман «потока сознания» и роман «одного дня». В таких произведениях время является только компонентом психологического бытия человека.
Существуют следующие образы художественного времени:
- Историческое (описание смены эпох, крупных событий);
- Биографическое (описание детства, юности, зрелости и старости);
- Календарное (смена праздников и будней, времен года);
- Космическое (представление о вечности);
- Суточное (утро и вечер, ночь и день).