Метафоры художественной литературы
В художественной литературе существуют различные языковые средства выразительности – тропы, собственно, и отличающие художественную литературу от любой другой. К тропам относят и такое средство выразительности как метафору.
Самое краткое определение метафоры – это скрытое сравнение.
Однако, скрытым сравнением может быть и аллегория, и метонимия, и синекдоха, и перифраз. Различие всех этих средств выразительности состоит в следующем:
- Метафора – это троп, в котором слова и выражения употребляются в переносном их значении, что обусловлено сходством их признаков – качественных или количественных.
- Метонимия – это троп, в основе которого лежит замена одного слова другим. Схожим по значению. В метонимии, в отличие от метафоры, у слова-сравнения сохраняются признаки исходного слова.
- Синекдоха – это троп, являющийся разновидностью метонимии. Он означает перенесение значения одного слова на другое по признаку количественного соотношения между ними. Примером может являться строчка из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»: «и слышно было до рассвета как ликовал француз».
- Аллегория – это языковое средство выразительности, основанное на замене абстрактного понятия конкретным изображением. Аллегорию можно встретить в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» и «Карась-идеалист».
- Перифраз – это троп, в котором название предмета как оно есть заменяется описанием какого-либо качества этого предмета. Примером нам может служить знакомый с детства перифраз: лев – царь зверей.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы выяснили, каковы отличия метафоры от любого другого, схожего с ней по значению, средства выразительности в художественной литературе.
Метафоры встречаются как в прозаическом, так и в лирическом произведениях. Значение метафоры – это представление какого-либо предмета или явления иносказательно, сравнительно. Обычно, метафоры добавляют в текст произведения живость, придают ему больший интерес. Также метафоры несут и смысловую нагрузку – они помогают читателю понять идейный замысел того или иного произведения.
В прозаических произведениях метафоры добавляют тексту некой «живости», то есть произведение по своему языковому стилю становится более живым и ярким. Примером этому может служить практически любое прозаическое произведение.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что метафора в художественной литературе – это языковое средство выразительности, в основе которого лежит употребление истинного значение слова в переносном значении и которое добавляет тексту яркость, обогащая язык того или иного произведения, а также несет смысловую нагрузку, помогая читателю глубже понять идейный замысел произведения.
Примеры метафор в лирическом и прозаическом текстах
Рассмотрим примеры метафор и их значения более наглядно. Для этого проанализируем средства выразительности в стихотворении Сергея Александровича Есенина «Отговорила роща золотая» и в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
Для начала, укажем в лирическом произведении все средства выразительности:
- Эпитеты – красочные определения, служащие для придания тексту яркости происходящего, для описания обстановки лирического героя, для эстетики стихотворения. Примером в этом стихотворении могут являться следующие эпитеты: «роща золотая», «голубым прудом», «равнины голой», «юности веселой», «сиреневую цветь», а также многие другие.
- Метафоры: «березовым языком» - означает то, что роща была березовой. Известно, что в стихотворных произведениях С. А. Есенина береза олицетворяла Русь. «Костер рябины красной» - означает алые ягоды рябины поздней осенью. «Души сиреневую цветь» - означает прошедшую весну души лирического героя, уход его юности.
- Сравнение: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова» - это символизирует тоску лирического героя, тоску по ушедшей молодости. Однако, данное сравнение несколько раз подвержено опровержениям. То есть, возникает противоречие чувств лирического героя: с одной стороны, он тоскует по своей юности, а с другой – понимает, что ее уход неизбежен и что осень его души наступит в любом случае.
В этом стихотворном произведении метафоры несут большую смысловую нагрузку. Благодаря метафорам мы понимает, о чем тоскует лирический герой, что его окружает и какие чувства он при этом испытывает.
Проанализируем прозаическое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Безусловно, в этом произведении присутствуют как эпитеты, так и метафоры, а также многие другие средства выразительности. Рассмотрим лишь некоторые из них:
- «Убаюканный пением бури» - метафора, означающая спокойный и усталый сон, вызванный, вероятно, долгой и трудной дорогой. Данная метафора в тексте помогает понять чувства героя, увидеть реальную картину происходящего.
- «Свинцовые волны грустно чернели» (относится к незамерзшей реке) – метафора, изображающая действительность, которая окружает главного героя.
- «Удивительное волнение желчи» - данная метафора описывает внутреннее состояние героя, относится к Савельичу, который читал свою любимую книгу. Также она характеризует Савельича, то есть выполняет определяющую функцию в произведении.
Таким образом, исходя из этого, мы видим, что значение метафоры в лирическом и в прозаическом произведениях сильно отличается. В лирических произведениях метафоры несут смысловую нагрузку и помогают читателю понять идею этого произведения. В прозаических же произведениях метафоры практически не несут смысловой нагрузки, однако, помогают выразить чувства героя и окружающую его действительность более точно и ярко. К тому же, в прозе метафор значительно меньше, чем в лирике, что обусловлено их малой смысловой нагрузкой в прозаических произведениях.
Итак, можно сделать вывод о том, что метафоры имеют очень большое значение в художественной литературе – фактически определяют ее.