Художественная деталь – это выразительная подробность, с помощью которой автор создает художественный образ.
Роль художественной детали в прозе А. П. Чехова
А. П. Чехов с особым вниманием относится к изображаемому: к характерам, мыслям, поступкам героев, быту, художественным деталям. В его творчестве художественная деталь является органической частью произведения. Именно она выявляет скрытые черты в образах героев. Художественная деталь усиливает и подчеркивает основную идею художественной прозы Чехова. Писатель продумывает и уточняет удельный вес и роль всех деталей: портреты, соотношение портретов, диалоги, пейзажи и т. д., исходя из требований сжатого рассказа. При этом писатель ориентируется на читателя, умеющего видеть в малом большое и сложное.
У Чехова нет преимущественного внимания ни к вещам, ни к быту, ни к мелочам. Он считает, что нельзя отдавать предпочтение только крупному или мелкому, существенному или случайному, духовному или материальному. В его прозе большое и малое, сиюминутное и вечное, низкое и высокое рассматриваются как равно достойные изображения.
А. П. Чехова по праву называют мастером художественной детали. Всего лишь одним искусно поданным штрихом писатель рисует облик всего человека. Например, героиня рассказа «Дама с собачкой», Анна Сергеевна, приехала в Ялту, в стремлении бежать от общества мужа, которого не уважала и не любила, от душной обстановки своего дома. И символом этого душного мира в рассказе является лорнетка. Потеря лорнетки – начало попытки «бегства». Позже автор изображает героиню вновь с лорнеткой в руках, и читателю становится понятно, что «бегство» не удалось.
В рассказе «Толстый и тонкий» писатель выделяет две детали в описании толстого: губы и запах. И этих деталей оказывается вполне достаточно, чтобы у читателя сложился образ «Толстого» как сытого, богатого, довольного, свободного человека. При описании «тонкого» Чехов также выделяет две детали – чемоданы и запах. От «тонкого» пахнет ветчиной и кофейной гущей, и читателю становится ясно, что он из числа небогатых людей.
В финальной сцене, когда при прощании тонкий пожал три пальца и поклонился, с помощью художественной детали Чехов подчеркивает социально-философское и психологическое содержание рассказа. Отсутствие у героев рассказа имен говорит о типичности таких персонажей.
В рассказе «Хамелеон» такая подробность, как конфискованный крыжовник», говорит о том, что Очумелов, как и другие чиновники, злоупотребляет властью.
Художественная деталь в рассказе «Человек в футляре» используется Чеховым для подчеркивания разрозненности героя с внешним миром: зонтик, калоши, часы в чехле, теплое ватное пальто, перочинный нож в чехле, уши, заткнутые ватой, темные очки, закрытые ставни, кровать с пологом, задвижки и т. д. В деталях предметного мира отображается жизненная позиция Беликова: «Как бы чего не вышло».
Художественная деталь в диалогах и мыслях героев
По сравнению с мыслями героев, их диалоги у Чехова обильнее снабжаются деталями. Ярким примером является диалог двух бывших школьных друзей из произведения «Толстый и тонкий». В их диалоге чувствуется искренняя радость от встречи. Однако, когда тонкий узнал о положении в обществе толстого, он вдруг «побледнел, окаменел». За словом «окаменел» скрывается целая гамма чувств – испуг, страх, шок, ужас. Окаменел – это глагол-метафора, точно передающая состояние персонажа.
С помощью деталей в индивидуальной речи персонажей Чехов передает их темноту, бескультурье, неумение мыслить. Как и от мысли, Чехов от человеческой речи требует правды, искренности, простоты, честности. В прозе Чехова душевный мир человека не отделен от материальной оболочки. Внимание повествователя и в самые острые, сложные моменты одинаково распределяется между внешним и внутренним. Поэтому мысль в чеховской прозе всегда рядом с мелкими деталями. Она окружена самыми разными вещами.
В прозе Чехова деталь всегда несет в себе оттенок психологизма. В рассказе «Тоска» Чехов с помощью художественной детали погружает читателя в сложные душевные переживания героя. Читатель становится свидетелем сосредоточенности, одиночества и нелегкой жизни Иона.
Герой рассказа «Дама с собачкой» думает об Анне Сергеевне под звуки «дрянных обывательских скрипок».
В рассказе «Неприятность» мысли доктора перемежаются разнообразными предметными картинами. Сначала его размышления прерываются сценкой с утятами, затем в поле зрения доктора попадает кухарка. У Чехова мир вещей окружает человека постоянно, проникает в его сознание.
Художественная деталь в пейзаже. Цветовая деталь
Неотъемлемой частью любого произведения является пейзаж. У Чехова описание природы дается во временных, постоянно новых состояниях. Это и облачко, которое скоро уйдет, это блики солнца на куполах, лунный свет, который отображается в осколке или лампадке, звук, который проносится по степи. В пейзажах Чехова запечатлен меняющийся, трепетный облик мира. И особую роль в описании этого мира играет деталь. Так, шумный город с криками и руганью противостоит тоске Ионы – мир глух к человеческому горю.
В рассказе «Дама с собачкой» особую роль играют повторяющиеся детали запахов, звуков и цветовой гаммы. В цветовой палитре этого произведения доминирует серый цвет: серое платье, серый забор, серое одеяло и т. д. Преобладание этого цвета связано с опустошенной, серой мещанской жизнью героев произведения. Общую картину серости дополняют звуки. Они являются фоном унылой атмосферы повествования. Звуки скрипки здесь слабые, неясные, обывательские, дрянные. Серую атмосферу передают и запахи: «пахло осенью». Запах – многозначительная деталь, которая органично дополняет портреты героев. Именно благодаря запахам раскрываются черты характера Анны Сергеевны и Дмитрия Гурова:
- поэтичность натуры,
- способность видеть и чувствовать прекрасное,
- склонность к творческому мышлению.