Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика творчества Ганса Фаллады

Определение 1

Маленький человек — это человек невысокого социального происхождения и положения и происхождения, не отличающийся силой характера и выдающимися способностями, но добрый, беззлобный, безобидный.

Мировоззрение Г. Фаллады

Жизнь талантливого писателя Ганса Фаллады была трудной. Отец писателя был судейским чиновником, он отличался суровым нравом. Фаллада рано почувствовал, что в черствой, бездушной обстановке семьи ему неуютно. От этой постылой реальности его спасал мир книг. О своем увлечении чтением Фаллада написал позже в книге «В те далекие времена у нас дома».

Замечание 1

Ганс Фаллада – псевдоним, настоящее имя писателя Рудольф Дитцен.

Фаллада испытал тяготы безработицы, был вынужден работать на низкооплачиваемой работе, даже за небольшую растрату побывал в тюрьме. Ему по личному опыту хорошо известна участь «маленького человека» в жестоком буржуазном обществе. Именно «маленький человек» станет героем произведений писателя. В автобиографической заметке «Как я стал писателем» Ганс Фаллада отмечал, что в его писательской судьбе важную роль сыграла близость к народу.

Мировоззрение писателя отличается противоречивостью. Фаллада подвергал острой критике собственнический мир как негуманный, несправедливый мир, обрекающий «маленького человека» на ужасные страдания. Фаллада не видел никакой перспективы, никакого выхода, что накладывало отпечаток на его творчество и миропонимание. Писатель чуждался политики и остался глухим к революционному движению своего времени.

Книги писателя начали издаваться в 1920-е годы. Первое признание публики Фалладе принес роман «Крестьяне, бонзы и бомбы», написанный в 1931 году. В этом произведении он описывает восстание крестьян провинции Гольштейн, которое произошло в 1929 году. Писатель присутствовал на судебном процессе, где рассматривалось дело повстанцев, в качестве репортера. Услышанное настолько потрясло Фалладу, что он решил об этом написать. В романе вымысел сочетался с документальностью репортажа. Крестьянское восстание было подавлено, участники – жестоко наказаны. Симпатии писателя – на стороне крестьян. Фаллада изображает повстанцев жертвами социальной несправедливости. Но он практически полностью обходит вопрос о политическом характере и целях восстания. Писатель приходит к выводу, что положение крестьян невыносимо, но попытки изменить жизнь не приведут ни к чему хорошему.

«Характеристика творчества Ганса Фаллады» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В романе «Крестьяне, бонзы и бомбы» Фаллада выступает прекрасным художником, истинным мастером слова, создающим жизненно достоверные характеры.

«Что же дальше, маленький человек?»

В 1932 году вышел в свет роман «Что же дальше, маленький человек?», который принес Фалладе широкую писательскую известность. Произведение было переведено на многие языки и дважды экранизировано.

Успех романа обусловлен тем, что автор проникновенно изобразил сложную, драматическую судьбу «маленького человека», живущего в чужом, враждебном мире, раздираемом непримиримыми противоречиями. Герой романа выглядит беспомощным, затравленным.

Фаллада с большой тонкостью описывает душевный мир и психологию «маленького человека», растерянного, издерганного жизнью.

Главные герои романа – Иоганнес Пиннеберг и его любимая девушка Лемхен. Их мечта – маленькое скромное счастье: иметь семью и работу. Но они не могут избавиться от бедности и ведут бесконечную борьбу с безжалостным, враждебным обществом. Борьба за существование, в ходе которой Иоганнеса оскорбляют, унижают, попирают его достоинство, делает его робким и пугливым. Ему с большим трудом удается устроиться продавцом в магазин готового платье. Но страх оказаться без работы, жить в бедности, когда появился ребенок, парализует волю героя. Жалкий одиночка, выходец из мещанской среды, унаследовал от нее многие предрассудки. Сам являясь бедняком, Пиннеберг сторонится людей своего уровня, не проявляет к ним никакого сочувствия.

В замысле романа Фаллада особое значение придавал образу Лемхен. Героиня на голову выше мужа. Лемхен – стойкая, волевая натура. Она поддерживает мужа в самые трудные моменты, когда тот утрачивает всякую веру в свои способности и силы. Героиня родилась в рабочей семье. Возможно, поэтому уровень ее сознания выше, чем у Иоганнеса. Лемхен ненавидит богачей и считает, что именно они являются виновниками многих бед. Героиня с сочувствием отзывается о коммунистах.

Но и Лемхен многое неясно. Она тоже не знает, как жить и что делать в буржуазном обществе «маленькому человеку».

Поставленный в заголовке романа вопрос остается без ответа. Фаллада искренне сочувствует своим героям и обвиняет капиталистический строй в бесчеловечности. Но в сделанных из жизненного материала выводах он не поднимается на уровнем политического сознания своих персонажей.

В романе «Кто однажды отведал тюремной похлебки…» господствует мрачный, безнадежный колорит. Герой произведения Вилли Куфальт во многом близок Иоганнесу Пинебергу. Куфальт тоже «маленький человек». Но с ним судьба обошлась еще более жестоко. Вили – правонарушитель, оказавшийся в тюрьме за растрату. Отсидев положенный срок, Куфальт вышел на свободу с твердым желание жить по-другому, жить честно. Но на него и таких как он смотрят с недоверием, как на отъявленных преступников. Герой произведения согласен на любую работу, но его преследуют неудачи. Нет у Куфальта и личного счастья – его любимая не решилась соединить с ним свою судьбу, узнав о его прошлом. Куфальт теряет работу, жилье. Надежды на честную жизнь стремительно рушатся. Он обречен. И совершив кражу, Куфальт снова оказывается в тюрьме.

Образ героя символичен, и эта символика – безнадежная, мрачная. Буржуазное общество, по мнению Фаллады, и есть тюрьма, из которых стараются вырваться несчастные люди.

Идеология фашизма и творчество Г. Фаллады

В годы фашистской диктатуры писатель оставался в Германии. Фаллада не поддерживал Гитлера, но не принимая идеологии нацизма, он не боролся против нее, пытался сохранить нейтралитет. Нацисты же относились к писателю с недоверием, так как его гуманизм находился в противоречии с их антигуманной идеологией. В 1933 году за «неуважение» к режиме Фаллада оказался за решеткой.

Атмосфера фашизма неблагоприятно сказалась на творчестве Фаллады. Реализм его произведений слабеет, глохнет социальная проблематика, усиливаются черты натурализма и сентиментальной идиллии. Это относится к романам 1936-1943 гг.:

  • «Старое сердце отправляется в путь»;
  • «Маленький человек – большой человек, все перемешалось»;
  • «Человек стремится вверх»;
  • «Волк среди волков» и т. д.
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot