Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гуманистические тенденции в драматургии Лопе де Вега

Определение 1

Золотой век Испании – это период культурного подъема в истории Испании (16 - первая половина 17 вв.).

Развитие испанской народной драмы

В творчестве предшественников Лопе де Веги можно найти практически все элементы его драматургии. В их творчестве уже наметилось соединение народных и учено-гуманистических тенденций, необходимых для создания испанской ренессансной драмы. Но от предшественников Лопе де Вега отличается размахом и напряженностью творчества, которое с огромной силой и так широко отразило умственную и общественную жизнь эпохи. Драматургия Лопе де Веги при этом явилась истинно народным искусством не только в плане глубокого освоения народного творчества, но и в том, что она дала народному творчеству высокое художественное выражение. Испанский народ, в результате, принял Лопе де Вега как своего любимого драматурга.

Создание большой национальной драмы оказывается возможным лишь при сочетании благоприятных исторических условий. Их в эпоху Возрождения не было ни в Германии, ни в Италии, ни во Франции, и театр там не развился. В Испании расцвет национальной драмы вытекал из развития испанского театра, но его активный рост нельзя объяснить лишь этим – его корни заложены в самой испанской реальности.

В это время Испания господствует на морях, диктует свою волю другим государствам, открывает новый континент. Это благотворно сказывается на национальном самосознании испанцев. Кроме этого, в Испании, как и в других странах в эпоху Возрождения, развивается человеческая личность. Но эта раскрепощенная личность здесь вступает в трагическое противоречие с произволом королевской власти и гнетом инквизиции. Эти факторы создают предпосылки для развития испанской драмы, которая в творчестве Лопе де Веги достигла высшего расцвета.

Драматургия Лопе де Веги

Размах драматургии писателя обширен. Лопе де Вега изображает людей разных сословий и званий в самых разных положениях. Он пишет пьесы исторического, бытового, легендарного, пасторального, мифологического содержания. Сюжеты произведений Лопе де Вега черпает из испанских романсов и хроник, из Библии, рассказов путешественников, у итальянских новеллистов (например, у Банделло и Боккаччо), из бродячих анекдотов, из собственных наблюдений. Писатель рисует молодых и пожилых испанцев, индейцев, турок, древних римлян, библейских евреев, русских («Великий герцог московский»). В этом выражается любознательность писателя, его стремление охватить всемирную историю человечества. Но весь материал Лопе де Вега осваивает под углом зрения современности, всюду подставляет понятия своей эпохи. Как и другие писатели Возрождения, Лопе де Вега не стремится к воспроизведению колорита времени и места. Но при этом он обладает историческим чутьем, при случае умело архаизирует язык и изображение нравов, передает дух народных героических преданий.

«Гуманистические тенденции в драматургии Лопе де Вега » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Произведения драматурга не поддаются исчерпывающей классификации. Пьесы Лопе де Веги можно условно разделить на три группы:

  • «героические» пьесы (на сюжеты из национальной истории);
  • пьесы, в которых выступает народ или отдельные представители народа;
  • комедии «плаща и шпаги».

В «героических» пьесах изображаются эпизоды из истории Испании: борьба с маврами («Благородный Абенсерадж», «Девушка из Симанки»), времена готских королей («Жизнь и смерть Вамбы»), борьба королей с феодалами (например, «Еврейка из Толедо»), открытия Америки («Новый мир, открытый Христофором Колумбом»), объединение испанской монархии («Овечий источник»).

Эти пьесы, проникнутые горячим патриотизмом, идеализируют старину, овеянную поэзией. Писатель изображает волнующие и величавые картины прошлого, этим доказывая мощь Испании. Кроме того, произведения этой группы – это еще и косвенная апология абсолютизма, так как в них прославляется королевская власть, ведущая борьбу с феодалами и выступающая защитницей народа.

Персонажами комедий «плаща и шпаги» являются представители низшего и среднего дворянства.

Замечание 1

Комедии «плаща и шпаги» получили свое название по типичным принадлежностям дворянского костюма.

Эти пьесы составляют большую часть драматургического наследия Лопе де Веги. Именно бытовые комедии доставили поэту еще при жизни наибольшую славу не только в Испании, но и в других странах. Эти произведения популярны и сейчас. Особенно известны:

  • «Мадридские воды»;
  • «Собака на сене»;
  • «Девушка с кувшином»;
  • «Раба своего возлюбленного»;
  • «Капризы Белисы» и т. д.

В этих пьесах писатель ярко и правдиво отражает нравы современного ему общества. Но он изображает только дворянское общество, и лишь некоторые, очень типические стороны его жизни – семейные и личные конфликты, порождаемые любовью.

Комедии «плаща и шпаги» полны оптимизма и жизнерадостности. Они пропитаны верой в успех человеческой личности, в возможность счастья. Герои отважны, решительны, полны энергии. Это полнокровные ренессансные натуры. Жизненная сила в них переливается через край.

В пьесах, в которых изображаются конфликты между крестьянами и феодалами, писатель с особенной остротой выдвигает социальную проблематику.

«Собака на сене»

Комедия «Собака на сене» занимает особое место в творчестве Лопе де Веги. Это одна из лучших комедий «плаща и шпаги». В этой комедии примечательна не только тонкая прорисовка всех деталей интриги и обрисовка характеров, но и то искусство, с которым драматург раскрывает тему любви как огромной социальной силы, способной уравнять скромного разночинца Теодоро и графиню Диану де Бельфлор.

Писатель, сосредотачивая действие на истории любви Дианы к ее секретарю, с удивительной психологической проницательностью создает контрдействие пьесы в противоречивости чувств между властным любовным чувством героини и ее не менее властными сословными предрассудками. Конфликт этих противоречий составляет основу драматически напряженных, но при этом иронически преподносимых диалогов между героями. Противоречия ловко решаются хитрым слугой Теодоро – Тристаном.

Разрешение психологического конфликта в пьесе носит ярко выраженный социально-критический характер.

Дата последнего обновления статьи: 27.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot