Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функция иронии в романе Шодерло де Лакло "Опасные связи"

Определение 1

Антифразис – это разновидность тропа, стилистический прием, который заключается в употреблении слова, словосочетания в противоположном смысле, как правило, ироническом.

Роль иронии в романе «Опасные связи»

Лексико-стилистические особенности романа Ш. де Лакло особенно ярко проявляются на ироническом уровне дискурса автора и персонажей. Ирония в себя включает практически весь спектр стилистических приемов и тропов (эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и т.д.). В речи ирония передается множеством способов. Как правило, иронию относят к тропам. Обычно «ключ» к иронии, намек на притворство содержится не в самом выражении, а в интонации, контексте или в ситуации высказывания. Ирония является одним из основных стилистических средств сатиры, юмора, гротеска.

Для романа Ш. де Лакло характерен особый ироничный фон. Неповторимая атмосфера «Опасных связей» создается благодаря своеобразному ироническому многоголосию. Например, ироничны по отношению к своим жертвам злодеи Мертей и Вальмон, ироничен сам автор, который раскрывает их недальновидность. Наполнены иронией письма корреспондентов, которые легко позволяют завлечь себя в мир иллюзий.

Ирония, представленная в речи и действиях персонажей, выполняет следующие функции:

  • Показывает отношения в обществе: аристократическое равнодушие (по отношению к нормам, морали, людям), светская насмешка;
  • Иллюстрирует характерную для той «системы» свободомыслия и распущенности экспрессию: поверхность, отсутствие заботы о последствиях, вольнодумство;
  • Пародия геройской, религиозной, учтивой речи, которая нацелена на то, чтобы поставить себя выше того, что заслуживает уважения.
  • Ирония используется персонажами романа для насмешки (сцена с Преваном, сцена с благотворительностью и т.д.).

В романе «Опасные связи» ирония используется автором как средство воздействия на читателя (эффекты противопоставления и хронологии писем, непроизвольная ирония жертв обмана – мадам де Турвель, Сесиль, инсценировка «иронии судьбы»)

«Функция иронии в романе Шодерло де Лакло "Опасные связи" » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ирония и этика вольнодумства

В романе Ш. де Лакло присутствует два плана – «обманный» и «подлинный», которые переплетаются в запутанном узоре. Роман пронизан элементами притворства, игры, маскировки. Перед читателем постоянно возникает оппозиция между тем, что «есть» и «кажется». Персонажи романа уподоблены фигурам на шахматной доске, передвигаемым невидимым игроком. И эта оппозиция – выдумка или достоверность писем, небрежность или мастерство, нравственность или безнравственность – вводят читателя в заблуждение.

Прежде всего, ирония в романе представлена в эпистолярных отношениях между маркизой де Мертей и виконтом де Вальмоном. Письма этих героев – только часть сговора, а ирония в нем занимает одну из ведущих позиций. В них все направлено на, чтобы высмеять жертв и их ценности. В первую очередь, ирония заключается в несоответствии написанного и того, что имеется в виду. Несоответствие может быть расшифровано только маркизой и виконтом. Например, в письме 20 маркиза говорит о некой «услуге», которую она хочет оказать де Жеркуру, воспитывая Сесиль. Несоответствие между намерениями и словами оказывается в центре этики вольнодумства. Это особенно отчетливо обнаруживается в письме 105, в котором маркиза упрекает Сесиль в том, что та говорит все, что думает.

Ирония, проявляемая виконтом и маркизой, напоминает театральную иронию. Мадам де Мертей и Вальмон ведут себя, как актеры и устраивают спектакли друг перед другом. Например, Мертей к своему рассказу о Преване прилагает письмо, полученное от Маршала, чтобы Вальмон оценил степень несоответствия между истинным смыслом происшествия и кажущимся (для общества).

По мере развития событий, развивается и ирония, которую проявляют Вильмон и Мертей. А с момента, как между ними загорается конфликт, они и сами оказываются объектами иронии. Мадам де Мертей высмеивает чувства, которые проявляет Виконт к президентше де Турвель. Вильмон, в свою очередь, насмехается над вниманием, которое де Мертей уделяет кавалеру Дансени.

Ш. де Лакло использует иронию для описания светского общества и этики вольнодумцев, в основе которой господство чувств и пренебрежение нормами. Ирония здесь становится неким повествовательным эффектом, который делает читателей «сообщниками» распутников.

В романе часто ирония исходит от самой композиции произведения. в этом случае можно говорить о драматической иронии (например, письмо, в котором госпожа де Розмонд поздравляет мадам де Турвель с тем, что ей удалось обратить ее племянника следует после возгласа победы Вальмона над добродетелью мадам де Турвель).

Ирония является сердцем романа «Опасные связи»: композиции, речи персонажей, представленного в романе мира. Произведение Ш. де Лакло на первый взгляд является любовно-чувствительным эпистолярным романом. Это обусловлено морализаторским концом и твердой нравственной позицией. Но голос автора-рассказчика в предисловии обнаруживает элемент игры, запутывания читателя, вовлеченного в «игровую стихию» произведения. Ирония содержится и в прямолинейности автора о нравственной пользе от чтения этого произведения. А благопристойный конец романа оставляет читателя в полном недоумении – личности героев во многом остаются неясными, а их судьбы – загадочными.

Ш. де Лакло – удивительный мастер перевоплощений. Он вживается в образ чувств и мыслей самых разных персонажей. Его творческая манера рассудочна и аналитична. В романе «Опасные связи» преобладает тончайший расчет. Писатель довлел до совершенства жанр эпистолярного романа, который был особенно популярен во второй половине 18 века. он выявил драматический потенциал, заложенный в этом жанре, и реализовал его. Многое Лакло перенял от мастеров французского театра, в частности, от выдающего трагедийного писателя Расина.

Лакло, в противоположность сентименталистам, добивается сжатости изложения и сосредотачивает внимание на столкновении характеров и динамике борьбы, исключая все лишнее. Персонажи романа выступают друг перед другом и перед читателем не только такими, какими являются на самом деле, но и такими, какими хотят казаться.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot