Каламбур – это шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов.
Комическое в трагедии «Ромео и Джульетта»
Во времена У. Шекспира смеялись над теми вещами, над которыми в наше время не смеются. В те времена поводом для смеха были нескоординированные движения, неразумные поступки, бессвязная речь. Зрители не отличались тонкостью чувств, а безумие рассматривалось в ряду тех явлений, которые не вызывали сочувствия. Поэтому самым ярким носителем комического в трагедиях Шекспира является Гамлет. Комическое встречается во всех трагедиях драматурга. Шекспир любил ломать стереотипы.
Поэтому трагическая основа пьесы «Ромео и Джульетта» не отменяет включения в повествование комических элементов. О пьесе Шекспира существует мнение, что она начинается как комедия, а заканчивается как трагедия. И действительно, забавная влюбленность главного героя в Розалинду, проделки Бенволио и Меркуцио, тайная любовь, вопреки воле родителей могли бы иметь место в комедии. В «Ромео и Джульетте» есть и простак посыльный Капулетти, и клоунская суета слуг перед свадьбой, но это все бледнеет перед кормилицей Джульетты. Остается неясным, в чем заключалась роль слуги Питера. Но его участие является еще одним свидетельством обилия комического в одной из самых лирических трагедий У. Шекспира. В пьесе комедия и лиризм уравновешены вплоть до поворотного момента в действии (гибель Меркуцио, Тибальта, изгнание Ромео).
Лиризм после этого приобретает трагическое звучание.
Комические элементы «Ромео и Джульетты» связаны с прозаическим балагурством кормилицы Джульетты и Меркуцио. Тему шуток этих персонажей обусловливает их социальное различие: Меркуцио, благородный друг Ромео, не опускается до народного юмора, а кормилица Джульетты вспоминает смешной случай из детства своей воспитанницы, который имеет откровенно интимный характер.
Образ Меркуцио
С Меркуцио читатель автор знакомит читателя в первом акте пьесы. Меркуцио является другом Ромео и родственником герцога Эскала. В произведении не упоминается внешность этого персонажа. Что касается возраста, то он является ровесником Ромео, то есть ему пошел пятнадцатый год. Со слов других персонажей и реплик самого героя можно составить такую характеристику Меркуцио - он:
- относится с любовью и уважением к тому, что говорит сам;
- красноречив;
- горяч и вспыльчив;
- имеет большой опыт в сердечных делах;
- часто использует в речи метафоры, иронию, оригинальные обороты.
Любовь к каламбурам – одна из отличительных черт характера этого персонажа. Это прослеживается в разговоре Меркуцио с Бенволио, еще одним другом Ромео.
Меркуцио известен добродушными, но насмешливыми речами. Он неоднократно подшучивает над поведением Ромео и его чувством сначала к Розалинде, потом к Джульетте. Шутит Меркуцио и над возлюбленной Капулетти, называет ее «кухонной замарашкой». При встрече с кормилицей Джульетты Меркуцио едко высказывается о ее полноте, некрасивости, сравнивает ее с парусом и советует спрятаться за веер. Последним, над кем пошутил Меркуцио, является Тибальт, кузен Джульетты. Его Меркуцио назвал «королем котов» и всеми способами провоцировал на поединок.
Персонажи в большинстве случаев не воспринимают враждебно слова Меркуцио, они хоть и обидные, но часто сказаны без злого намерения. Но остроты, отпущенные в адрес членов Капулетти, которые и без этого враждебно относятся к Монтекки, усиливают конфликт.
Меркуцио обладает и рядом положительных качеств. Он доброжелателен и заботлив по отношению к друзьям. Кроме того, Меркуцио отличается смелостью, которая порой граничит с безрассудством.
Именно Меркуцио уговаривает Ромео пойти на маскарад к Капулетти. И это решение чуть не стало поводом для усиления вражды, ввиду возникновения драки на празднике, так как Тибальт узнал под масками Ромео и Бенволио. Лишь глава семьи сумел остановить конфликт. Именно на этом маскараде Ромео влюбляется в Джульетту.
В сцене, где Меркуцио подшучивает над страстью Ромео к Розалинде, он предстает перед читателем как знаток человеческой психологии. Меркуцио, несмотря на все подшучивания, относится с состраданием и пониманием к мучениям своего друга.
При встрече с Тибальтом Меркуцио провоцирует его на драку, несмотря на все старания Ромео избежать кровопролития. Но Меркуцио использует всю свою язвительность и красноречие, чтобы задеть Тибальта. В результате завязывается поединок, в котором Меркуцио получает смертельное ранение. Умирая на руках Ромео, Меркуцио проклинает ненависть и сами семьи Монтекки и Капулетти: «Чума на ваших оба дома!». Смерть Меркуцио в произведении становится предвестником гибели Ромео и Джульетты.
Образ кормилицы Джульеты
Кормилица Джульетты является одним из главных персонажей произведения Шекспира. Кормилица воспитывает Джульетту с младенчества и играет важную роль в жизни девушки. Кормилица рано лишилась своего ребенка, и к Джульетте относилась с материнской нежностью и любовью, была очень привязана к ней. Джульетта во всем доверяла кормилице, рассказывала ей все свои секреты и за помощью обращалась в первую очередь к ней. Именно так вышло и при встрече с Ромео. Кормилица помогала влюбленным видеться, скрывая их отношения. Она была их союзником и надежно хранила их тайну.
Когда влюбленные решили тайно венчаться, кормилица их поддержала, наравне с Лоренцо. Но доверие Джульетты к ней ослабло, когда она посоветовала ей выйти замуж за Париса. Кормилица действовала из лучших побуждений, но Джульетта после этого полагалась только на монаха Лоренцо. Но кормилица все равно много времени проводила с ней и всеми силами ее оберегала. Смерть любимицы для кормилицы стала ужасной трагедией.